Статья

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках физики

Одной из задач  учителя на уроке является формирование и развитие универсальных учебных действий.

Остановимся на некоторых приемах, способствующих формированию универсальных учебных действий на уроках физики. В своей практике применяем следующую систему уроков: урок изучения нового материала, урок лабораторная и исследовательская работа, урок защиты проектов, урок обобщения и систематизации изученного материала.

 На уроке изучения нового материала предлагается учащимся прочитать текст учебника, проанализировать его и заполнить таблицу; графы таблицы: Изучаемое понятие, физическая величина, явление, закон. / Формулировка понятия, определение. / Обозначение величины. / Единица измерения. / Формулы. / Проявления в природе, использование в технике и быту. Это приучает к систематизации сведений, порядку в работе, упорядоченным ответам. Учащимся предлагается самостоятельно выполнить опыт по изучаемой теме. Работа проводится в группах.  Например,  при изучении в 8 классе темы «Действие магнитного поля на проводник с током» раздается  так называемая  «Технологическая карта учащегося», которая  помогает выполнить опыт самостоятельно. Пример:

Технологическая карта учащегося (фрагмент)

3. Опыт. а) К проволочному мотку, не подключенному к источнику тока, поднести постоянный магнит. Что наблюдаете? б) Проволочный моток подключить к источнику тока, соблюдая технику безопасности. в) Поднести к нему магнит сначала северным полюсом потом южным. Ответьте на вопрос: как действует магнитное поле на моток? г) Поменяйте полярность источника тока. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод: Когда магнитное поле действует на проводник?  От чего зависит направление силы со стороны магнитного поля на ток? Как называется эта сила? (Используя текст параграфа.)

Урок защита проектов готовится за несколько уроков до защиты, так как требует для подготовки большего времени. Учащимся предлагаются на выбор темы проектов. Например: в 7 классе – 1. Проверьте, может ли сила трения превышать вес тела. 2. Определите выталкивающую силу, действующую на картофель. 3. Определите скорость вытекания воды из крана. В 8 классе –          1. Как изменится температура воды, если в ней растворить поваренную соль?   2. Рассмотрите дома счетчик электроэнергии. Вычислите стоимость энергии за день, неделю, месяц, год. Данные проекты не большие по объему, предлагаются в конце изучения раздела. Продуктом такого проекта может быть буклет, презентация, плакат, модель прибора, макет. У учащихся, занимающихся проектной деятельностью, учебная мотивация учения в целом выражена выше. С помощью проектной деятельности можно добиться существенного снижения школьной тревожности. Потому, что вовлечение в проектную деятельность снижает напряжение и стресс в обучении, что способствует  здоровьесбережению (М. А.  Ступницкая, А. В.  Белов, В. А. Родионов, 2003).  Проектная деятельность может научить детей: добывать информацию, критически оценивать её, ранжировать по значимости, ограничивать по объёму, использовать различные источники информации, в том числе и людей; распознавать проблему и преобразовывать её в цель собственной деятельности; ставить стратегическую цель (отдалённую по времени, но значимую) и разбивать её на тактические шаги; оценивать имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время, распределять их; выполнив работу, оценивать её результат, сравнивать  его с тем, что было заявлено в качестве цели работы; видеть ошибки и не допускать их в будущем.

Реализация стандартов второго поколения

Реализация стандартов второго поколения на уроках естественнонаучного цикла.


С.Ю.Панарина

Учитель физики, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 28 с углубленным изучением отдельных предметов имени А.А.Угарова», Старый Оскол.

Современное обучение в школе – это реализация в образовательной практике личностно – ориентированных педагогических систем, когда учитель является организатором собственной познавательной деятельности учащихся. Обучение строится на деятельностной основе, что подразумевает самостоятельную «добычу» знаний учащимися, их систематизацию и приход к новым знаниям. А это способствует развитию личности школьника. Хотим поделиться своими наработками в области организации работы учеников на системно-деятельностной основе.

В своей работе применяем следующие формы уроков: урок – эксперимент, который проводится на базе демонстраций или на базе фронтальных лабораторных работ. Например, на уроке обобщения главы « Строение вещества» учащимся предлагается проделать опыты и на основе своих знаний объяснить наблюдаемые явления. Работа проводится по парам, предлагается несколько опытов, что способствует закреплению большего объема материала.

Пример карточек.

Опыт 1: Определение общего объема при смешивании равных объемов различных веществ.

Ход работы:

<![if !supportLists]>1. <![endif]>В одну мензурку налить две одинаковые по объему порции воды.

<![if !supportLists]>2. <![endif]>В другую мензурку поместить один объем воды и точно такой же объем соли.

<![if !supportLists]>3. <![endif]>Объясните, почему объемы разные.

Опыт 2:Исследование межмолекулярного взаимодействия.

Ход работы.

<![if !supportLists]>1. <![endif]>Прижмите друг к другу плашмя стеклянные пластинки сухие.

<![if !supportLists]>2. <![endif]>Затем смочите водой пластинки. И снова прижмите их друг к другу.

<![if !supportLists]>3. <![endif]> Сравните силы взаимодействия между частицами стекла и воды. И сделайте вывод.

Следующая форма урока – урок создания банка данных о рассматриваемом явлении. Схема построения этого урока на примере темы « Инерция»:

<![if !supportLists]>1. <![endif]>Самостоятельная работа учащихся с разными, данными им источниками информации, в том числе и использование интернет-сайтов, где можно найти нужную информацию.

<![if !supportLists]>2. <![endif]>Заслушивание сообщений учащихся.

<![if !supportLists]>3. <![endif]>Составление таблицы.

Инерция в быту

Инерция в технике

Инерцияв природе





Урок защита проекта. Класс делится на группы по 4-5 человек. Каждой группе дается отдельное задание.

Литература.

<![if !supportLists]>1. <![endif]>Б.А. Татьянкин. Проектирование технологии обучения физике. Воронеж 2001.

<![if !supportLists]>2. <![endif]>Э.М. Браверман. Уроки физики : какими им быть сегодня. Физика в школе.№ 2, 2009 г.


Критерии оценивания лабораторных работ.

 

 

Оценка лабораторных и практических работ:

 

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

а) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

б) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

г) правильно выполнил анализ погрешностей (VIII—X классы);

д) соблюдал требования безопасности труда.

Оценка «4» ставится в том случае, если выполнены требования к оценке «5», но:

а) опыт проводился в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерении,

б) или было допущено два-три недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, или если в ходе проведения опыта и измерений были допущены следующие ошибки:

а) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью, 

б), или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т. д.), не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения,

в) или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (VIII—X класс);

г) или работа выполнена не полностью, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

Оценка «2» ставится в том случае, если:

а) работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов,

б) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно,

в) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к, оценке «3».

Оценка «1» ставится в тех случаях, когда учащийся совсем не выполнил работу или не соблюдал требований безопасности труда

 

Новый подход к выполнению лабораторных работ

Современная школа ставит задачу формирования новой системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. современных ключевых компетенций, которые и определяют новое содержание образования. Школа должна содействовать успешной социализации молодежи в обществе, ее активной адаптации на рынке труда, освоению базовых социальных способностей и умений, приобщению учащихся к творческой и исследовательской деятельности. Огромную роль в решении этих задач сегодня играет реализация возможности использования в образовательном процессе цифровой лаборатории «Архимед».
Цели использования лаборатории «Архимед»: 
· осуществлять новые подходы в обучении
· способствовать формированию у учеников навыка самостоятельного поиска, обработки и анализа информации, раскрытию творческого потенциала учащихся
создание электронного ресурса, содержащего различные виды объектов (текстовые, анимированные модели, презентации).
Цифровые лаборатории «Архимед» – это оборудование для проведения широкого спектра исследований, демонстраций, лабораторных работ по физике, биологии и химии, проектной и исследовательской деятельности учащихся. Лаборатория состоит из:
· 22-х цифровых датчиков
· дополнительно оснащается цифровым микроскопом.
16 ноутбуков Macintosh на базе операционной системы Macintosh OS 10.4.
Существует два вида лабораторий:
1. Цифровая лаборатория по физике позволяет выполнить разнообразные лабораторные работы, в т.ч. – посвященные изучению движения по наклонной плоскости; простых колебательных движений; вольтамперных характеристик проволочного сопротивления, лампы накаливания и диода; магнитных полей; скорости звука; дифракции и интерференции света.
Цифровая лаборатория по биологии и химии дает возможность организовать число практических работ, например, изучение влияния физических упражнений на температуру тела человека и частоту его пульса; исследование испарения воды наземными растениями; титрование в среде кислота/щелочь; влияние растительности на микроклимат города.
При помощи MultiLab можно:
· собирать данные и отображать их в ходе эксперимента
· выбирать различные способы отображения данных – в виде графиков, таблиц, табло измерительных приборов
· обрабатывать и анализировать данные с помощью Мастера анализа
· импортировать/экспортировать данные текстового формата
· вести Журнал экспериментов
просматривать видеозаписи предварительно записанных экспериментов 
В состав лаборатории по физике включены датчики:
· тока
· расстояния
· силы
· влажности
· освещенности
· индукции магнитного поля
· давления
· микрофонный датчик (звуковой)
· термопара
напряжения
В состав лаборатории по биологии и химии включены датчики:
· дыхания
· частоты сердечных сокращений
· влажности
· освещенности
· кислорода
· pH-метр
температуры
Дополнительно лаборатория Архимед оснащается цифровым микроскопом – это существенно расширяет ее возможности.
Цифровой микроскоп – это приспособленный для работы в школьных условиях оптический микроскоп, снабженный преобразователем визуальной информации в цифровую. Он обеспечивает возможность передачи в компьютер в реальном времени изображение микрообъекта и микропроцесса, его хранения, в т.ч. в форме цифровой видеозаписи, отображения на экране, распечатки, включения в презентацию.
Цифровой микроскоп используется на уроках природоведения и окружающего мира, биологии, химии, физики, экологии, в освоении отдельных разделов курса информатики и информационных технологий.
Микроскоп соединяется с компьютером посредством интерфейса 2.0 и имеет программу Digital Blue(tm) QX5(tm) Computer Microscope под ОС Windows для просмотра и обработки данных, есть возможность использовать другие программы, такие, как Adobe Photoshop CS2, ACDSee, для сбора и обработки графических данных, а так же Nero Vision, Pinnacle, Adobe Premere для обработки и конвертирования потокового видео в различных форматах.
Для сбора, анализа и обработки данных имеется целый комплект дополнительного программного обеспечения, включающий в себя программы, которые позволяют осуществлять сбор экспериментальных данных, графический анализ данных, решение математических уравнений, обработку экспериментальных данных на настольном компьютере.
Лаборатории обладают целым рядом неоспоримых достоинств: позволяют получать данные, недоступные в традиционных учебных экспериментах, дают возможность производить удобную обработку результатов. Обладают мобильностью, что позволяет проводить исследования в «полевых условиях».
Осваивая лаборатории можно осуществить дифференцированный подход и развить у учащихся интерес к самостоятельной исследовательской деятельности. Эксперименты, проводимые с помощью цифровой лаборатории «Архимед» более наглядны и эффективны, это даёт возможность лучше понять и запомнить тему. С цифровыми лабораториями можно проводить работы, как входящие в школьную программу, так и совершенно новые исследования.
Цифровая лаборатория «Архимед» активно используется в работе школьного научного общества учащихся, что позволяет выполнять сложные научные эксперименты в ходе проектных и исследовательских работ учащихся.
Применяя такой исследовательский подход к обучению, создаются условия для приобретения учащимися навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.
Каждый учитель сможет разработать свои интересные лабораторные опыты, которые сделают процесс обучения более интересным и запоминающимся.