ФГОС для физиков

Департамент образования Белгородской области Областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Белгородский институт развития образования»

Примерная программа по физике для 9 класса (3 часа в неделю)

Разработчик: Корнилова Е. А., заведующий кафедрой естественно-математического образования и информационных технологий ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования», кандидат педагогических наук, доцент



Рекомендовано для внедрения в образовательных организациях Белгородской области

Белгород, 2016

1. Пояснительная записка

Программа по физике для 9 класса разработана в соответствии с: требованиями к результатам обучения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, стр.16-17); рекомендациями «Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы» (В. А. Орлов, О. Ф. Кабардин, В. А. Коровин, А. Ю. Пентин, Н. С. Пурышева, В. Е. Фрадкин, М., «Просвещение», 2013 г.); фундаментальным ядром содержания общего образования; авторской программой основного общего образования по физике для 7-9 классов (Н.В. Филонович, Е.М. Гутник, М., «Дрофа», 2012 г.); возможностями линии УМК по физике для 7–9 классов системы учебников «Вертикаль». ( А. В. Перышкина «Физика» для 7, 8 классов и А. В. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика» для 9 класса).
Цели, на достижение которых направлено изучение физики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в Федеральном государственном стандарте общего образования и конкретизированы в примерной основной образовательной программе основного общего образования: повышение качества образования в соответствии с требованиями социально-экономического и информационного развития общества и основными направлениями развития образования на современном этапе; создание комплекса условий для становления и развития личности выпускника в еѐ индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости в соответствии с требованиями российского общества; обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; усвоение обучающимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними; формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира; формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения; развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся и приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований

прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов, оценка погрешностей любых измерений; систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации; формирование готовности современного выпускника основной школы к активной учебной деятельности в информационно-образовательной среде общества, использованию методов познания в практической деятельности, к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета для продолжения образования; организация экологического мышления и ценностного отношения к природе, осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования; понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду, осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф; формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов; овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека; развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики с целью сбережения здоровья.
Достижение целей примерной программы по физике обеспечивается решением следующих задач: обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников; организация интеллектуальных и творческих соревнований, проектной и учебно-исследовательской деятельности; сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности; формирование позитивной мотивации обучающихся к учебной деятельности; обеспечение условий, учитывающих индивидуально-личностные особенности обучающихся; совершенствование взаимодействия учебных дисциплин на основе интеграции; внедрение в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий, формирующих ключевые компетенции;

развитие дифференциации обучения; знакомство обучающихся с методами научного познания и методами исследования объектов и явлений природы; приобретение обучающимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления; формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни; овладение обучающимися общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки; понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Принципы и подходы к формированию программы:
Федеральный государственный образовательный стандарт в сравнении с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта предполагает деятельностный подход к обучению, где главная цель: развитие личности обучающегося. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми следует овладеть к концу обучения, т. е. обучающиеся должны уметь учиться, самостоятельно добывать знания, анализировать, отбирать нужную информацию, уметь контактировать в различных по возрастному составу группах. Оптимальное сочетание теории, необходимой для успешного решения практических задач— главная идея УМК по физике системы учебников «Вертикаль» ( А. В. Перышкина «Физика» для 7, 8 классов и А. В. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика» для 9 класса), которая включает в себя и цифровые образовательные ресурсы для системы Windows. Программа содержит 9 лабораторных работ и 4 контрольные работы. Концептуальные положения: Современные научные представления о целостной научной картине мира, основных понятиях физики и методах сопоставления экспериментальных и теоретических знаний с практическими задачами отражены в содержательном материале учебников. Изложение теории и практики опирается на: понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире; овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;

формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.
Учебная программа 9 класса рассчитана на 102 часа, по 3 часа в неделю.
2. Общая характеристика предмета
Школьный курс физики — системообразующий для естественно-научных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. В 7 и 8 классах происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданной схеме. В 9 классе начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся более сложными, школьники учатся планировать эксперимент самостоятельно.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
В основной школе физика изучается с 7 по 9 класс. Учебный план составляет 238 учебных часов. В том числе в 7, 8 классах по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В 9 классе 102 часа из расчѐта 3 учебных часа в неделю. В соответствии с учебным планом курсу физики предшествует курс «Окружающий мир», включающий некоторые знания из области физики и астрономии. В 5 - 6 классах преподавание курса «Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание», как пропедевтика курса физики. В свою очередь, содержание курса физики основной школы, являясь базовым звеном в системе непрерывного естественнонаучного образования, служит основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса физики
Личностные результаты: формирование познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение кфизике как элементу общечеловеческой культуры; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений; формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач; развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем; формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных релей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты: знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов. Раскрывающих связь изученных явлений; умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний; умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды; формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей; развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы; коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.


Технологическая карта урока № 37/6.


Учебный предмет: физика


Класс: 7 б


УМК: Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов.


Тема урока: Сила трения.


Тип урока: Урок общеметодологической направленности.


Цель урока: ознакомить учащихся с явлением трения, сформулировать понятие сила трения, экспериментально установить, от чего зависит эта сила.


Задачи урока:


а)Научиться измерять силу трения скольжения, называть способы увеличения и уменьшения силы трения, применять знания о видах трения и способах его измерения на практике (предметный результат).


б)развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника (метапредметный результат).


в)формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений,формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).


Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.


Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная, групповая.


Средства обучени: учебник, лабораторное оборудование, разноуровневый дидактический материал, компьютер, проектор, Интернет.



<![if !supportMisalignedColumns]><![endif]>

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

1. Организационный момент.


Приветствие учащихся.

«-Здравствуйте. Сегодня мы с вами узнаем много нового .И это поможет нам в нашей повседневной жизни лучше понимать окружающий мир».

Отвечают на приветствие учителя.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя

Целеполагание

Умение настраиваться на занятие

2. Актуализация знаний

Повторение. Проверка знаний.

Сообщается план урока.

Проводится фронтальный опрос по разноуровневым дидактическим карточкам.

Задает вопросы: 1.Что является причиной изменения скорости тела? (сила.)2.Какие силы нам известны? (Сила тяжести, вес, сила упругости).

Выявляют причинно-следственные связи. Фронтальная самостоятельная работа.Выбирают уровень заданий.

Компетенция обучающихся в области физики.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя

Развитие регуляции учебной деятельности.

Взаимоконтроль выполнения задания в парах.

Регуляция учебной деятельности.

3. Постановка цели и задач урока

Выяснение темы урока и формулировка его цели. Постановка проблемного вопроса

Формирует учебную проблему. Проводит фронтальный опыт. Что будет наблюдаться, если толкнуть брусок по столу? Как меняется скорость бруска?

Обсуждаются вопросы: Почему изменяется скорость движения тела? Какие тела действуют на брусок? Куда направлены силы?

Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения о теме урока.

Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний.

Контроль правильности ответов обучающихся

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи.

4. Первичное усвоение новых знаний

Для решения проблем проводятся эксперименты и беседа.

Фронтальный эксперимент: К одной из сторон бруска прикрепляется наждачная бумага. Двигаем брусок и с помощью динамометра определяем силу трения в этом случае. Почему сила трения не одинакова, если поверхность разная? Какова причина трения?

<![if !supportLists]>1. <![endif]>Определение силы трения скольжения. К деревянному бруску прикрепите динамометр (см. рис. 17.2 в учебнике стр.121) . Тяните динамометр с постоянной скоростью вдоль стола. Измеряя силу, с которой динамометр действует на тело при его равномерном движении, мы определяем силу трения скольжения. Запишите ее.

<![if !supportLists]>2. <![endif]>Определение силы трения покоя. Расположить брусок с грузами на поверхности стола, присоединить к бруску динамометр и тянуть динамометр до тех пор, пока брусок не прийдет в движение. Как только это произойдет, сила которую показывает динамомерт уменьшится. Вам необходимо зафиксировать силу, которую покажет динамометр до уменьшения показаний. Это значение и будет силой трения покоя. Запишите ее.

<![if !supportLists]>3. <![endif]>Определение силы трения качения. Расположите на столе два простых карандаша, положите на них брусок с грузами и при помощи динамометра приводят брусок в движение. По показанию динамометра определите силу трения качения. Запишите ее.

- Действие поверхности на тело характеризуется особой силой – силой трения. Как можно измерить силу трения?

Для измерения сил трения проводятся опыты по группам.

Измерив силу трения составляем схему.

Сила трения

скольжения покоя

качения

Введем обозначение силы трения и изобразим на рисунке.

От чего зависит сила трения скольжения?

Для ответа на этот вопрос откройте учебник на стр.120 . Прочитайте текст учебника и проанализируйте. К какому выводу вы пришли?

На доске записать формулу.

Слушают учителя.

Выполняют эксперимент (движение воды за поршнем, ливер, пипетка, шприц). Объясняют наблюдаемые явления во фронтальной беседе.

Наблюдение за физическим экспериментом учителя, за материалом ЭОР. Читают параграф, выделяют существенную информацию.

Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы.




Анализ содержания параграфа.

В группах по два человека объединяют усилия на решение поставленной экспериментальной проблемы. Обсуждают выводы.

Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других

Контроль правильности ответов обучающихся.

Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в парах.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

5. Первичная проверка понимания

Работа по учебнику. Отвечают на вопросы в парах. Стр.126.

Даёт учащимся задание работать с учебником. Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы.

Отвечают на вопросы после параграфов сначала соседу по парте, а затем фронтально по «цепочке».

Выделение существенной информации. Логические умозаключения.

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Умение формулировать вопросы.

Участвуют в обсуждении содержания параграфов во фронтальном режиме.

Понимать на слух вопросы и ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия

Контроль правильности ответов обучающихся.

Самоконтроль понимания вопросов.

Умение слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

6. Первичное закрепление

Решение задач.№ 7 стр.127

Формулировка условий задач, и контроль за правильным решением этих задач.

Решение задач.


Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Участвуют в обсуждении ответов на вопросы во фронтальном режиме

Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия

Контроль правильности ответов обучающихся.

Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Осуществление самоконтроля.

7. Домашнее задание

«На дом параграфы 40, 41 читать, определения учить, задание 10 на странице 98 выполнить письменно в тетради»

Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению

Слушают учителя и записывают домашнее задание в тетради.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя

Развитие регуляции учебной деятельности.

Регуляция учебной деятельности.

8. Итог урока

«Итак, что нового вы узнали сегодня на уроке?»

Формулирует вопрос

Отвечают на вопрос: «Понятие силы трения. Виды силы трения. Как рассчитать силу трения?

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Участвуют в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме

Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Контроль правильности ответов обучающихся

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся

9. Рефлексия

Решение тестовых заданий.

Проводит рефлексию

Рефлексируют.

Умение делать выводы.

Взаимодействуют с учителем

Уметь формулировать собственное мнение

Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.

Саморегуляция










Технологическая карта урока

Учебный предмет: физика

Класс: 8

УМК: Пёрышкина А. В.

Тема урока: Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель постоянного тока.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: формирование понятия о действии магнитного поля на проводник с током, рассмотреть устройство и принцип действия электродвигателя постоянного тока.

Задачи урока:

а)способствоватьформированию понятия о действии магнитного поля на проводник с током (предметный результат).

б)создать условия дляразвития умений генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника (метапредметный результат).

в) способствоватьформированию умений управлять своей учебной деятельностью, формированию интереса к физике при анализе физических явлений,формированию мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитию внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: учебник, лабораторное оборудование, карточки рефлексии, дидактический материал, компьютер, проектор, Интернет.


<![if !supportMisalignedColumns]><![endif]>

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

1. Организационный момент.

«Я рада вас сегодня видеть!»

Приветствие учащихся,

Отвечают на приветствие учителя.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя

Целеполагание

Умение настраиваться на занятие

2. Постановка цели и задач урока

Напоминает о том, что раздел который изучается ,называется «Электромагнитные явления»., и предлагает краткий фронтальный опрос:-какая связь существует между электрическим током и магнитным полем?

-Какой опыт подтверждает наличие магнитного поля вокруг проводника? (иллюстрируется опыт Эрстеда)

-А может ли влиять магнитное поле на проводник с током ? (Демонстрация действия магнитного поля на проводник с током) Подводит класс к названию темы и постановке цели урока.(5 мин)

Выяснение темы урока и формулировка его цели. Постановка проблемного вопроса

Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения по теме урока

Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний.

Контроль правильности ответов обучающихся

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся

3. Актуализация знаний

«Прежде чем мы познакомимся с материалом темы урока, проверим качество усвоения материала по теме «Магнитное поле тока». Предлагает тест.(10мин)

Даёт задания обучающимся. Следит за самостоятельностью выполнения заданий. Выводит на экран правильное решение задач. Выборочно проверяет несколько тетрадей учащихся. Выставляет оценки в журнал.

Выбирают уровень сложности задания, решают задачи.


Компетенция обучающихся в области физики.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя

Развитие регуляции учебной деятельности.

Взаимоконтроль выполнения задания в парах.

Регуляция учебной деятельности.

4. Первичное усвоение новых знаний

Проблемный вопрос: почему проводник стоком приходит в движение в магнитном поле? Учащимся предлагается карта – навигатор, в которой предложен вероятный план самостоятельной работы.

Чтобы ответить на этот вопрос учащимся дается задание : проанализировать текст учебника стр.143.(предполагаемый ответ- магнитное поле действует с некоторой силой на любой проводник с током, находящейся в этом поле.)

Проблемный вопрос: от чего зависит направление движения проводника?

Для ответа на этот вопрос учащиеся проделывают опыт в группах. На столе собрана установка. Какие произойдут изменения в положении катушки относительно магнита , если замкнуть цепь? Выяснить, изменится ли направление движения катушки, если изменить направление тока в катушке, а потом полюс магнита. Ответ обосновать.

По электронному пособию рассмотреть строение электрического двигателя.(15мин)

Объясняет новый материал, дает задание выполнить эксперимент. Выполняют Работу по учебнику стр.143-145.

Слушают учителя.

Выполняют экспериментОбъясняют наблюдаемые явления во фронтальной беседе.

Наблюдение за физическим экспериментом учителя, за материалом ЭОР. Читают параграф, выделяют существенную информацию.

Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы.

Анализ содержания параграфа.

В группах по два человека объединяют усилия на решение поставленной экспериментальной проблемы. Обсуждают выводы.

Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других

Контроль правильности ответов обучающихся.

Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в парах.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

5. Первичная проверка понимания

Рассмотреть тест в пособии

Даёт учащимся задание работать с тестом. Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы.

Отвечают на вопросы теста

Выделение существенной информации. Логические умозаключения.

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Умение формулировать вопросы.

Участвуют в обсуждении содержания параграфов во фронтальном режиме.

Понимать на слух вопросы и ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия

Контроль правильности ответов обучающихся.

Самоконтроль понимания вопросов.

Умение слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

6. Первичное закрепление

Решение качественных и количественных задач

Формулировка условий задач, выпавших на верхней грани «Учебного кубика», брошенного обучающимся и контроль за правильным решением этих задач.

.

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Участвуют в обсуждении ответов на вопросы во фронтальном режиме

Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия

Контроль правильности ответов обучающихся.

Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Осуществление самоконтроля.

7. Домашнее задание

«На дом параграф 61 читать, определения учить,»

Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению

Слушают учителя и записывают домашнее задание в тетради.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя

Развитие регуляции учебной деятельности.

Регуляция учебной деятельности.

8. Итог урока

«Итак, что нового вы узнали сегодня на уроке?»

Формулирует вопрос

Отвечают на вопрос.

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Участвуют в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме

Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Контроль правильности ответов обучающихся

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся

9. Рефлексия

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Магнитное поле действует на проводник с электрическим током.

Направление движения проводника зависит от направления тока в нем и от расположения полюсов магнита.

Применение этого явления : устройство электродвигателя.

Проводит рефлексию, анализирует выбранные «мордашки»

Рефлексируют.

Умение делать выводы.

Взаимодействуют с учителем

Уметь формулировать собственное мнение

Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.

Саморегуляция

Задания на урок по теме "обобщение темы. Взаимодействие тел."

Опыт 1: Определение общего объема при смешивании равных объемов различных веществ.

Ход работы:

  1. В одну мензурку налить две одинаковые по объему порции воды.
  2. В другую мензурку поместить один объем воды и точно такой же объем соли.
  3. Объясните, почему объемы разные.

Опыт 2:Исследование межмолекулярного взаимодействия.

Ход работы.

  1. Прижмите друг к другу плашмя стеклянные пластинки сухие.
  2. Затем смочите водой пластинки. И снова прижмите их друг к другу.
  3. Сравните силы взаимодействия между частицами стекла и воды. И сделайте вывод.

Следующая форма урока – урок создания банка данных о рассматриваемом явлении. Схема построения этого урока на примере темы « Инерция»:

  1. Самостоятельная работа учащихся с разными, данными им источниками информации, в том числе и использование интернет-сайтов, где можно найти нужную информацию.
  2. Заслушивание сообщений учащихся.
  3. Составление таблицы.

Инерция в быту

Инерция в технике

Инерцияв природе





%MCEPASTEBIN%