Департамент образования Белгородской области Областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Белгородский институт развития образования»
Примерная программа по физике для 9 класса (3 часа в неделю)
Разработчик: Корнилова Е. А., заведующий кафедрой естественно-математического образования и информационных технологий ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования», кандидат педагогических наук, доцент
Рекомендовано для внедрения в образовательных организациях Белгородской области
Белгород, 2016
1. Пояснительная записка
Программа по физике для 9 класса разработана в соответствии с: требованиями к результатам обучения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, стр.16-17); рекомендациями «Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы» (В. А. Орлов, О. Ф. Кабардин, В. А. Коровин, А. Ю. Пентин, Н. С. Пурышева, В. Е. Фрадкин, М., «Просвещение», 2013 г.); фундаментальным ядром содержания общего образования; авторской программой основного общего образования по физике для 7-9 классов (Н.В. Филонович, Е.М. Гутник, М., «Дрофа», 2012 г.); возможностями линии УМК по физике для 7–9 классов системы учебников «Вертикаль». ( А. В. Перышкина «Физика» для 7, 8 классов и А. В. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика» для 9 класса).
Цели, на достижение которых направлено изучение физики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в Федеральном государственном стандарте общего образования и конкретизированы в примерной основной образовательной программе основного общего образования: повышение качества образования в соответствии с требованиями социально-экономического и информационного развития общества и основными направлениями развития образования на современном этапе; создание комплекса условий для становления и развития личности выпускника в еѐ индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости в соответствии с требованиями российского общества; обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; усвоение обучающимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними; формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира; формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения; развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся и приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований
прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов, оценка погрешностей любых измерений; систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации; формирование готовности современного выпускника основной школы к активной учебной деятельности в информационно-образовательной среде общества, использованию методов познания в практической деятельности, к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета для продолжения образования; организация экологического мышления и ценностного отношения к природе, осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования; понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду, осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф; формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов; овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека; развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики с целью сбережения здоровья.
Достижение целей примерной программы по физике обеспечивается решением следующих задач: обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников; организация интеллектуальных и творческих соревнований, проектной и учебно-исследовательской деятельности; сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности; формирование позитивной мотивации обучающихся к учебной деятельности; обеспечение условий, учитывающих индивидуально-личностные особенности обучающихся; совершенствование взаимодействия учебных дисциплин на основе интеграции; внедрение в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий, формирующих ключевые компетенции;
развитие дифференциации обучения; знакомство обучающихся с методами научного познания и методами исследования объектов и явлений природы; приобретение обучающимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления; формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни; овладение обучающимися общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки; понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Принципы и подходы к формированию программы:
Федеральный государственный образовательный стандарт в сравнении с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта предполагает деятельностный подход к обучению, где главная цель: развитие личности обучающегося. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми следует овладеть к концу обучения, т. е. обучающиеся должны уметь учиться, самостоятельно добывать знания, анализировать, отбирать нужную информацию, уметь контактировать в различных по возрастному составу группах. Оптимальное сочетание теории, необходимой для успешного решения практических задач— главная идея УМК по физике системы учебников «Вертикаль» ( А. В. Перышкина «Физика» для 7, 8 классов и А. В. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика» для 9 класса), которая включает в себя и цифровые образовательные ресурсы для системы Windows. Программа содержит 9 лабораторных работ и 4 контрольные работы. Концептуальные положения: Современные научные представления о целостной научной картине мира, основных понятиях физики и методах сопоставления экспериментальных и теоретических знаний с практическими задачами отражены в содержательном материале учебников. Изложение теории и практики опирается на: понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире; овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.
Учебная программа 9 класса рассчитана на 102 часа, по 3 часа в неделю.
2. Общая характеристика предмета
Школьный курс физики — системообразующий для естественно-научных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. В 7 и 8 классах происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданной схеме. В 9 классе начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся более сложными, школьники учатся планировать эксперимент самостоятельно.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
В основной школе физика изучается с 7 по 9 класс. Учебный план составляет 238 учебных часов. В том числе в 7, 8 классах по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В 9 классе 102 часа из расчѐта 3 учебных часа в неделю. В соответствии с учебным планом курсу физики предшествует курс «Окружающий мир», включающий некоторые знания из области физики и астрономии. В 5 - 6 классах преподавание курса «Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание», как пропедевтика курса физики. В свою очередь, содержание курса физики основной школы, являясь базовым звеном в системе непрерывного естественнонаучного образования, служит основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса физики
Личностные результаты: формирование познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение кфизике как элементу общечеловеческой культуры; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений; формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач; развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем; формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных релей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты: знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов. Раскрывающих связь изученных явлений; умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний; умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды; формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей; развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы; коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Технологическая карта урока № 37/6.
Учебный предмет: физика
Класс: 7 б
УМК: Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов.
Тема урока: Сила трения.
Тип урока: Урок общеметодологической направленности.
Цель урока: ознакомить учащихся с явлением трения, сформулировать понятие сила трения, экспериментально установить, от чего зависит эта сила.
Задачи урока:
а)Научиться измерять силу трения скольжения, называть способы увеличения и уменьшения силы трения, применять знания о видах трения и способах его измерения на практике (предметный результат).
б)развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника (метапредметный результат).
в)формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений,формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Средства обучени: учебник, лабораторное оборудование, разноуровневый дидактический материал, компьютер, проектор, Интернет.
<![if !supportMisalignedColumns]><![endif]>
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
||||||
Осуществляемые учебные действия |
Формируемые способы действий |
Осуществляемые учебные действия |
Формируемые способы действий |
Осуществляемые учебные действия |
Формируемые способы действий |
|||
1. Организационный момент. |
||||||||
Приветствие учащихся. |
«-Здравствуйте. Сегодня мы с вами узнаем много нового .И это поможет нам в нашей повседневной жизни лучше понимать окружающий мир». |
Отвечают на приветствие учителя. |
Выделение существенной информации из слов учителя. |
Взаимодействуют с учителем |
Слушание учителя |
Целеполагание |
Умение настраиваться на занятие |
|
2. Актуализация знаний |
||||||||
Повторение. Проверка знаний. Сообщается план урока. Проводится фронтальный опрос по разноуровневым дидактическим карточкам. |
Задает вопросы: 1.Что является причиной изменения скорости тела? (сила.)2.Какие силы нам известны? (Сила тяжести, вес, сила упругости). |
Выявляют причинно-следственные связи. Фронтальная самостоятельная работа.Выбирают уровень заданий. |
Компетенция обучающихся в области физики. |
Взаимодействуют с учителем |
Слушание учителя |
Развитие регуляции учебной деятельности. Взаимоконтроль выполнения задания в парах. |
Регуляция учебной деятельности. |
|
3. Постановка цели и задач урока |
||||||||
Выяснение темы урока и формулировка его цели. Постановка проблемного вопроса |
Формирует учебную проблему. Проводит фронтальный опыт. Что будет наблюдаться, если толкнуть брусок по столу? Как меняется скорость бруска? Обсуждаются вопросы: Почему изменяется скорость движения тела? Какие тела действуют на брусок? Куда направлены силы? |
Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения о теме урока. |
Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. |
Взаимодействуют с учителем |
Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний. |
Контроль правильности ответов обучающихся |
Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. |
|
4. Первичное усвоение новых знаний |
||||||||
Для решения проблем проводятся эксперименты и беседа. Фронтальный эксперимент: К одной из сторон бруска прикрепляется наждачная бумага. Двигаем брусок и с помощью динамометра определяем силу трения в этом случае. Почему сила трения не одинакова, если поверхность разная? Какова причина трения? <![if !supportLists]>1. <![endif]>Определение силы трения скольжения. К деревянному бруску прикрепите динамометр (см. рис. 17.2 в учебнике стр.121) . Тяните динамометр с постоянной скоростью вдоль стола. Измеряя силу, с которой динамометр действует на тело при его равномерном движении, мы определяем силу трения скольжения. Запишите ее. <![if !supportLists]>2. <![endif]>Определение силы трения покоя. Расположить брусок с грузами на поверхности стола, присоединить к бруску динамометр и тянуть динамометр до тех пор, пока брусок не прийдет в движение. Как только это произойдет, сила которую показывает динамомерт уменьшится. Вам необходимо зафиксировать силу, которую покажет динамометр до уменьшения показаний. Это значение и будет силой трения покоя. Запишите ее. <![if !supportLists]>3. <![endif]>Определение силы трения качения. Расположите на столе два простых карандаша, положите на них брусок с грузами и при помощи динамометра приводят брусок в движение. По показанию динамометра определите силу трения качения. Запишите ее. |
- Действие поверхности на тело характеризуется особой силой – силой трения. Как можно измерить силу трения? Для измерения сил трения проводятся опыты по группам. Измерив силу трения составляем схему. Сила трения скольжения покоя качения Введем обозначение силы трения и изобразим на рисунке. От чего зависит сила трения скольжения? Для ответа на этот вопрос откройте учебник на стр.120 . Прочитайте текст учебника и проанализируйте. К какому выводу вы пришли? На доске записать формулу. |
Слушают учителя. Выполняют эксперимент (движение воды за поршнем, ливер, пипетка, шприц). Объясняют наблюдаемые явления во фронтальной беседе. Наблюдение за физическим экспериментом учителя, за материалом ЭОР. Читают параграф, выделяют существенную информацию. |
Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы. Анализ содержания параграфа. |
В группах по два человека объединяют усилия на решение поставленной экспериментальной проблемы. Обсуждают выводы. |
Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других |
Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в парах. |
Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. |
|
5. Первичная проверка понимания |
||||||||
Работа по учебнику. Отвечают на вопросы в парах. Стр.126. |
Даёт учащимся задание работать с учебником. Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы. |
Отвечают на вопросы после параграфов сначала соседу по парте, а затем фронтально по «цепочке». |
Выделение существенной информации. Логические умозаключения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Умение формулировать вопросы. |
Участвуют в обсуждении содержания параграфов во фронтальном режиме. |
Понимать на слух вопросы и ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия |
Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов. |
Умение слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля. |
|
6. Первичное закрепление |
||||||||
Решение задач.№ 7 стр.127 |
Формулировка условий задач, и контроль за правильным решением этих задач. |
Решение задач. |
Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. |
Участвуют в обсуждении ответов на вопросы во фронтальном режиме |
Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия |
Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов. |
Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля. |
|
7. Домашнее задание |
||||||||
«На дом параграфы 40, 41 читать, определения учить, задание 10 на странице 98 выполнить письменно в тетради» |
Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению |
Слушают учителя и записывают домашнее задание в тетради. |
Выделение существенной информации из слов учителя. |
Взаимодействуют с учителем |
Слушание учителя |
Развитие регуляции учебной деятельности. |
Регуляция учебной деятельности. |
|
8. Итог урока |
||||||||
«Итак, что нового вы узнали сегодня на уроке?» |
Формулирует вопрос |
Отвечают на вопрос: «Понятие силы трения. Виды силы трения. Как рассчитать силу трения? |
Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. |
Участвуют в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме |
Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию. |
Контроль правильности ответов обучающихся |
Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
|
9. Рефлексия |
||||||||
Решение тестовых заданий. |
Проводит рефлексию |
Рефлексируют. |
Умение делать выводы. |
Взаимодействуют с учителем |
Уметь формулировать собственное мнение |
Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний. |
Саморегуляция |
|
Технологическая карта урока
Учебный предмет: физика
Класс: 8
УМК: Пёрышкина А. В.
Тема урока: Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель постоянного тока.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: формирование понятия о действии магнитного поля на проводник с током, рассмотреть устройство и принцип действия электродвигателя постоянного тока.
Задачи урока:
а)способствоватьформированию понятия о действии магнитного поля на проводник с током (предметный результат).
б)создать условия дляразвития умений генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника (метапредметный результат).
в) способствоватьформированию умений управлять своей учебной деятельностью, формированию интереса к физике при анализе физических явлений,формированию мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитию внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: учебник, лабораторное оборудование, карточки рефлексии, дидактический материал, компьютер, проектор, Интернет.
<![if !supportMisalignedColumns]><![endif]>
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
||||||
Осуществляемые учебные действия |
Формируемые способы действий |
Осуществляемые учебные действия |
Формируемые способы действий |
Осуществляемые учебные действия |
Формируемые способы действий |
|||
1. Организационный момент. |
||||||||
«Я рада вас сегодня видеть!» |
Приветствие учащихся, |
Отвечают на приветствие учителя. |
Выделение существенной информации из слов учителя. |
Взаимодействуют с учителем |
Слушание учителя |
Целеполагание |
Умение настраиваться на занятие |
|
2. Постановка цели и задач урока |
||||||||
Напоминает о том, что раздел который изучается ,называется «Электромагнитные явления»., и предлагает краткий фронтальный опрос:-какая связь существует между электрическим током и магнитным полем? -Какой опыт подтверждает наличие магнитного поля вокруг проводника? (иллюстрируется опыт Эрстеда) -А может ли влиять магнитное поле на проводник с током ? (Демонстрация действия магнитного поля на проводник с током) Подводит класс к названию темы и постановке цели урока.(5 мин) |
Выяснение темы урока и формулировка его цели. Постановка проблемного вопроса |
Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения по теме урока |
Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. |
Взаимодействуют с учителем |
Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний. |
Контроль правильности ответов обучающихся |
Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
|
3. Актуализация знаний |
||||||||
«Прежде чем мы познакомимся с материалом темы урока, проверим качество усвоения материала по теме «Магнитное поле тока». Предлагает тест.(10мин) |
Даёт задания обучающимся. Следит за самостоятельностью выполнения заданий. Выводит на экран правильное решение задач. Выборочно проверяет несколько тетрадей учащихся. Выставляет оценки в журнал. |
Выбирают уровень сложности задания, решают задачи. |
Компетенция обучающихся в области физики. |
Взаимодействуют с учителем |
Слушание учителя |
Развитие регуляции учебной деятельности. Взаимоконтроль выполнения задания в парах. |
Регуляция учебной деятельности. |
|
4. Первичное усвоение новых знаний |
||||||||
Проблемный вопрос: почему проводник стоком приходит в движение в магнитном поле? Учащимся предлагается карта – навигатор, в которой предложен вероятный план самостоятельной работы. Чтобы ответить на этот вопрос учащимся дается задание : проанализировать текст учебника стр.143.(предполагаемый ответ- магнитное поле действует с некоторой силой на любой проводник с током, находящейся в этом поле.) Проблемный вопрос: от чего зависит направление движения проводника? Для ответа на этот вопрос учащиеся проделывают опыт в группах. На столе собрана установка. Какие произойдут изменения в положении катушки относительно магнита , если замкнуть цепь? Выяснить, изменится ли направление движения катушки, если изменить направление тока в катушке, а потом полюс магнита. Ответ обосновать. По электронному пособию рассмотреть строение электрического двигателя.(15мин) |
Объясняет новый материал, дает задание выполнить эксперимент. Выполняют Работу по учебнику стр.143-145. |
Слушают учителя. Выполняют экспериментОбъясняют наблюдаемые явления во фронтальной беседе. Наблюдение за физическим экспериментом учителя, за материалом ЭОР. Читают параграф, выделяют существенную информацию. |
Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы. Анализ содержания параграфа. |
В группах по два человека объединяют усилия на решение поставленной экспериментальной проблемы. Обсуждают выводы. |
Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других |
Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в парах. |
Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. |
|
5. Первичная проверка понимания |
||||||||
Рассмотреть тест в пособии |
Даёт учащимся задание работать с тестом. Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы. |
Отвечают на вопросы теста |
Выделение существенной информации. Логические умозаключения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Умение формулировать вопросы. |
Участвуют в обсуждении содержания параграфов во фронтальном режиме. |
Понимать на слух вопросы и ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия |
Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов. |
Умение слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля. |
|
6. Первичное закрепление |
||||||||
Решение качественных и количественных задач |
Формулировка условий задач, выпавших на верхней грани «Учебного кубика», брошенного обучающимся и контроль за правильным решением этих задач. |
. |
Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. |
Участвуют в обсуждении ответов на вопросы во фронтальном режиме |
Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия |
Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов. |
Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля. |
|
7. Домашнее задание |
||||||||
«На дом параграф 61 читать, определения учить,» |
Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению |
Слушают учителя и записывают домашнее задание в тетради. |
Выделение существенной информации из слов учителя. |
Взаимодействуют с учителем |
Слушание учителя |
Развитие регуляции учебной деятельности. |
Регуляция учебной деятельности. |
|
8. Итог урока |
||||||||
«Итак, что нового вы узнали сегодня на уроке?» |
Формулирует вопрос |
Отвечают на вопрос. |
Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. |
Участвуют в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме |
Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию. |
Контроль правильности ответов обучающихся |
Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
|
9. Рефлексия |
||||||||
Что нового вы узнали сегодня на уроке? Магнитное поле действует на проводник с электрическим током. Направление движения проводника зависит от направления тока в нем и от расположения полюсов магнита. Применение этого явления : устройство электродвигателя. |
Проводит рефлексию, анализирует выбранные «мордашки» |
Рефлексируют. |
Умение делать выводы. |
Взаимодействуют с учителем |
Уметь формулировать собственное мнение |
Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний. |
Саморегуляция |
|
Задания на урок по теме "обобщение темы. Взаимодействие тел."
Опыт 1: Определение общего объема при смешивании равных объемов различных веществ.
Ход работы:
- В одну мензурку налить две одинаковые по объему порции воды.
- В другую мензурку поместить один объем воды и точно такой же объем соли.
- Объясните, почему объемы разные.
Опыт 2:Исследование межмолекулярного взаимодействия.
Ход работы.
- Прижмите друг к другу плашмя стеклянные пластинки сухие.
- Затем смочите водой пластинки. И снова прижмите их друг к другу.
- Сравните силы взаимодействия между частицами стекла и воды. И сделайте вывод.
Следующая форма урока – урок создания банка данных о рассматриваемом явлении. Схема построения этого урока на примере темы « Инерция»:
- Самостоятельная работа учащихся с разными, данными им источниками информации, в том числе и использование интернет-сайтов, где можно найти нужную информацию.
- Заслушивание сообщений учащихся.
- Составление таблицы.
Инерция в быту |
Инерция в технике |
Инерцияв природе |
|
|
|
%MCEPASTEBIN%