Выступления

Особенности использования проектной деятельности в работе учителя.

В настоящее время произошли изменения в требованиях к итогам образования, возрастает потребность в самостоятельных людях, способных творчески подходить к решению проблем, адаптироваться к постоянно изменяющемуся миру.

В основе стандарта второго поколения лежит системно - деятельностный подход, который определяет способы достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития учащихся. Поэтому активно разрабатываются и реализуются разные технологии обучения, направленные на достижение указанных результатов: обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, личностно-ориентированное, технологии проектного и исследовательского обучения.

В настоящее время проектная деятельность включена в учебный план и в конце учебного года каждый учащийся должен представить свой проект, над которым работал в течение года. Тема проекта выбирается учащимся самостоятельно. У каждого учащегося есть свой руководитель (Из числа преподавателей и работников школы). Оценка за проект выставляется в аттестат. Но существуют и проекты , которые можно назвать «Учебный проект» - это кратковременные проекты, которые задаются учителем предметником при изучении той или иной темы.

Проектная деятельность включает следующие этапы:

- разработка проектного замысла (анализ ситуации, анализ проблемы, целеролагание, планирование),

- реализация проектного замысла (выполнение запланированных действий),

- оценка результатов проекта.

Метод проетов всегда предполагает разрешение учащимися какой-то проблемы. Разрешение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных способов деятельности, а с другой – необходимость интегрирования знаний из различных предметных  областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми»: если это теоретическая проблема – то конкретное ее разрешение, оформленное в информационном продукте; если практическая – конкретный продукт, готовый к использованию.

Таким образом, под проектом мы подразумеваем специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по разрешению значимой для учащегося проблемы.

Под методом проектов подразумевается технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся  ставит и разрешает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблем.

Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов

Роль учителя Роль ученика

Консультирует Выбирает

Мотивирует Выстраивает систему

 взаимоотношений с людьми

Фасилитирует Оценивает

Наблюдает

Работу над проектом можно разбить на 5 этапов.

1. Поисковый

2. Аналитический

3. Практический

4 .Презентационный

5. Контрольный

В процессе работы над проектом учащийся ведет дневник. И этот дневник является объектом оценки.

Критерии оценки:

-Постановка проблемы.

- Целеполагание и планирование.

- Работа с информацией.

Каждые 5-6 лет возникают и становятся востребованными новые области профессиональной деятельности. Известный лозунг «Образование на всю жизнь» перестал быть актуальным. В настоящее время его можно заменить лозунгом «Образование через всю жизнь». Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать новые материалы, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование.