Особенности использования проектной деятельности в работе учителя.
В настоящее время произошли изменения в требованиях к итогам образования, возрастает потребность в самостоятельных людях, способных творчески подходить к решению проблем, адаптироваться к постоянно изменяющемуся миру.
В основе стандарта второго поколения лежит системно - деятельностный подход, который определяет способы достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития учащихся. Поэтому активно разрабатываются и реализуются разные технологии обучения, направленные на достижение указанных результатов: обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, личностно-ориентированное, технологии проектного и исследовательского обучения.
В настоящее время проектная деятельность включена в учебный план и в конце учебного года каждый учащийся должен представить свой проект, над которым работал в течение года. Тема проекта выбирается учащимся самостоятельно. У каждого учащегося есть свой руководитель (Из числа преподавателей и работников школы). Оценка за проект выставляется в аттестат. Но существуют и проекты , которые можно назвать «Учебный проект» - это кратковременные проекты, которые задаются учителем предметником при изучении той или иной темы.
Проектная деятельность включает следующие этапы:
- разработка проектного замысла (анализ ситуации, анализ проблемы, целеролагание, планирование),
- реализация проектного замысла (выполнение запланированных действий),
- оценка результатов проекта.
Метод проетов всегда предполагает разрешение учащимися какой-то проблемы. Разрешение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных способов деятельности, а с другой – необходимость интегрирования знаний из различных предметных областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми»: если это теоретическая проблема – то конкретное ее разрешение, оформленное в информационном продукте; если практическая – конкретный продукт, готовый к использованию.
Таким образом, под проектом мы подразумеваем специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по разрешению значимой для учащегося проблемы.
Под методом проектов подразумевается технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и разрешает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблем.
Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов
Роль учителя Роль ученика
Консультирует Выбирает
Мотивирует Выстраивает систему
взаимоотношений с людьми
Фасилитирует Оценивает
Наблюдает
Работу над проектом можно разбить на 5 этапов.
1. Поисковый
2. Аналитический
3. Практический
4 .Презентационный
5. Контрольный
В процессе работы над проектом учащийся ведет дневник. И этот дневник является объектом оценки.
Критерии оценки:
-Постановка проблемы.
- Целеполагание и планирование.
- Работа с информацией.
Каждые 5-6 лет возникают и становятся востребованными новые области профессиональной деятельности. Известный лозунг «Образование на всю жизнь» перестал быть актуальным. В настоящее время его можно заменить лозунгом «Образование через всю жизнь». Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать новые материалы, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование.