Обобщение опыта.

Повышение мотивации.

В настоящее время перед общеобразовательной школой стоит задача воспитания свободной, творческой, образованной, культурной, активной личности. Задача воспитания людей с творческим складом ума превратилась в назревшую социальную необходимость. Новый этап развития страны требует от каждого гибкости, позволяющей адаптироваться, сохраняя свою индивидуальность. Способности человека к адаптации и социализации в различных условиях напрямую зависят от того, умеет ли он творчески поступать в соответствии с ситуацией. Именно поэтому развитие творческих качеств обучающихся становится одной из важнейших задач современной школы.                                                                                                               Довольно высоко стремление учащихся к самостоятельной творческой деятельности. Современный педагог сталкивается с необходимостью учить не только знаниям, но и способам их получения, формировать учебную деятельность, строить образование как систему, создающую условия для самопроектирования и формирования многомерного сознания школьников, их способностей самоопределяться в профессии, истории и культуре. Вместе с этим перед школой стоит задача , как поддержать интерес у учащихся к учебному материалу, повысить качество обучения. В настоящий момент в организации процесса обучения обозначились противоречия между новым содержанием образования, ориентированным на развитие учебных универсальных действий обучающихся, их творческих способностей и традиционными методами, формами и приёмами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний; между требованиями современного общества к модели и качеству образования  выпускника школы и традиционными условиями обучения. Следовательно, актуальность выбора данной темы диктуется потребностями практики, поскольку школа должна выпускать людей способных самостоятельно приобретать новые знания и применять их в изменяющихся условиях современной действительности. Поэтому учителю необходимо укреплять веру в свои силы у школьника, независимо от его способностей. Каждый учитель должен развивать творческие возможности не только у сильных, но и  у слабых учеников, не давать останавливаться в своем развитии более способным учащимся, воспитывать у ребят силу воли, целеустремленность при решении сложных заданий. Для развития познавательной, творческой активности обучающихся как раз и  необходимо использовать исследовательский метод обучения, стимулирующих активность, самостоятельность учащихся.

Как известно, основным способом организации занятий в современной общеобразовательной школе является урок, твёрдо регламентирующий режим учебно-воспитательной работы. Но в рамках одного урока не всегда удаётся решить учебную задачу в полном объёме. Поэтому целесообразно процесс обучения строить в виде системы уроков, которые могут изменяться в зависимости от целей изучения материала, его содержания, выбранных методов и форм обучения, внеурочной деятельности и  домашних заданий исследовательского характера.

 Основными средствами развития исследовательской деятельности при изучении физики являются учебный эксперимент, решение задач, работа с текстовой и графической информацией. И это было положено в основу схемы,  по которой и реализуется обучение.

Для формирования проектно-исследовательской компетенции разработана  методика последовательной организации проектно-исследовательской деятельности в рамках уроков и внеурочной деятельности.

       Перечислим основные особенности организации и проведения исследовательских работ. Работы условно можно поделить на группы.

        Учебно-исследовательские – работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Главной целью этой группы исследовательской деятельности является приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний. Подобный вид деятельности проводится на протяжении всего курса изучения физики и подходит для классов изучения предмета,  как  общеобразовательного, так и профильного уровня. Пример. При изучении физики в 7 классе темы   «Сообщающиеся сосуды»  предлагаю по желанию учащихся выполнить исследование строения фонтана. Результатом таких исследований являются модели фонтанов, которые дети изготавливают своими руками из подручных средств. Для большинства тем разработаны исследовательские задачи. (Приложение №3). В 8 классе при изучении темы «Испарение и конденсация» предлагается исследование: выяснить от каких факторов зависит скорость испарения жидкости. В ходе работы учащиеся выдвинули следующие проблемные вопросы:- зависит ли скорость испарения от того какая жидкость испаряется? – зависит ли скорость испарения от массы и площади поверхности жидкости? – от каких других факторов может зависеть скорость испарения жидкости? Исследование и выводы обязательно должны быть основаны на эксперименте. Учащиеся самостоятельно разрабатывают ход проведения опытов и после делают выводы.

            Научно – исследовательские – работы учащихся, связанные с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающие наличие следующих этапов исследования:

  • Умение формулировать предмет, цель и задачи исследования, выдвигать гипотезу;
  • Находить и анализировать информацию о том, что известно об исследуемом явлении;
  • Обосновывать выбор методики исследования;
  • Проводить многочисленные опыты и эксперименты;
  • Анализировать результаты экспериментов;
  • Формулировать выводы;
  • Находить возможное практическое применение полученных результатов, подразумевая под этим расширение возможностей дальнейших исследований в познании мира.

                    Работы такого плана носят междисциплинарный характер исследований. Это позволяет показать ребятам широту и многообразие мира, через одно какое – то явление и в тоже время способствует осознанию нашей планеты как единого организма, в котором все процессы тесно взаимосвязаны. При изучении темы в 10 классе «Тепловые двигатели» предлагается  исследовать проблему загрязнения окружающей среды. Наиболее интересная работа на эту тему была проведена в 2010-2011 учебном году учащимися 10 «б»  класса (профильный ). Особенность этой работы заключалась в том, что в её ходе учащиеся сотрудничали со Старооскольской комплексной лабораторией по мониторингу окружающей среды. Вместе с сотрудником лаборатории  ребята брали пробы воздуха, снимали показания специальных приборов в различное время дня и анализировали полученные результаты. В итоге пришли к выводу, что основной составляющей в загрязнении воздуха в городе является автомобиль, т.е. двигатель внутреннего сгорания, а не промышленные предприятия. Примером, относящимся к данной группе исследований можно отнести исследовательскую работу на тему «Устройство блока питания». В ходе работы учащиеся разработали электрическую схему прибора и собрали модель блока питания. Данный проект является практическим, потому что итог – это готовый продукт.

             Реферативно-исследовательские – работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагают наличие многих из перечисленных выше основных этапов, характерных для исследований в научной сфере, и обязательно включают сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы. Примером может служить работа на тему «Достижение России в XX-XXI веке в области науки и технике». Тематика работы выходит за рамки программы курса физики, что позволяет расширить кругозор учащихся.

Данная методика дает возможность моделировать содержание учебного материала в соответствии с требованиями конкретного учебного процесса.

         В практике преподавания в профильных классах используются лекционные занятия. В ходе, которых практикуются выполнение учащимися лабораторных работ непосредственно по ходу изложения нового учебного материала. Как правило, это качественные работы, которые не требуют математических расчётов, а лишь показывают явления природы или связь между ними. Элемент новизны, индивидуальная работа учащихся активизирует их интеллектуальную деятельность по получению и усвоению новых знаний. Исследовательская деятельность учащихся следует по логической цепочке:наблюдение → выводы → перенос данных заключений на родственные объекты → поиск явлений, подтверждающих или отрицающих факты → основная гипотеза → проверка основной гипотезы → поиск явлений, подтверждающих или отрицающих эту гипотезу → идеализация объекта → математическое описание → теория.Например, при изучении ускорения тела в равнопеременном движении выявляется зависимость пути и скорости от времени; при изучении плавления – зависимость между количеством теплоты, необходимым для плавления, и массой тела; при изучении отражения света – зависимость между углами падения и отражения.

       Учебно-исследовательская деятельность является средством социализации учащихся. Выпускники школ планируют в конечном счёте реализовать себя в бизнесе, профессии, в творчестве, и цель исследовательской работы – предложить им определённую стратегию и навыки достижения жизненного успеха. Хорошим результатом данной работы можно считать ясное понимание выпускниками, что предметы, которые изучаются в школьном курсе, всего лишь средства, набор инструментов для решения очень конкретных жизненных задач, улучшающих качество жизни общества и помогающих добиться личного успеха.