Воспитание

    

«Этикет»

Цели: Расширить представления детей о правилах этикета; развивать умение правильно оценивать себя и других; формировать навыки культурного поведения в гостях и умения быть гостеприимными хозяевами; воспитывать взаимоуважение.

Оборудование: кроссворд, карточки с пословицами, карточки с изображением одежды, высказывания об этикете, записные книжки.

Ведущий: Здравствуйте, ребята, сегодня наш разговор будет посвящен очень, на мой взгляд, важной теме. А вот какой, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд.

Вопросы кроссворда.


1.Человек, который ставит свои личные интересы выше и даже в ущерб интересам других людей (эгоист).

2.Это мучает человека, который совершил плохой поступок (совесть).

3.Основной закон нашего государства (конституция).

4.Это слово обозначает чувство меры в поведении, в поступках, умение вести себя пристойно (тактичность).

Качество культурного человека, начинается на букву «В» (вежливость)

6.Готовность помочь, отозваться на чужие нужды (отзывчивость).

Ведущий: Какое слово получилось по вертикали?

(Этикет) (2,с.40) 

Чтец 1: Что такое этикет,

Знать должны вы с детских лет.

Это нормы поведения

Как ходить на день рождения?

Как знакомиться? Как есть?

Как звонить? Как встать? Как сесть?

Как здороваться со взрослыми?

Много разных есть вопросов.

И на них дает ответ

Этот самый этикет. (А. Усачев.)

Ведущий: Слово «этикет» - французское, толкуется оно как «установленный порядок поведения где-либо». Этика занимается нормами поведения. Этикет – это совокупность правил поведения, принятых в обществе. Само слово «этикет» вошло в международный обиход в 17 веке. Как-то на одном придворном приеме французского короля Людовика 14 гостям раздали карточки (этикетки) с перечислением некоторых правил поведения при королевском дворе. От их французского названия и произошло слово «этикет». (6,с.5). К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе. Эти правила учат когда, что можно делать и как. Мы живем в окружении других людей, и нам небезразлично их отношение. Знание этикета позволяет человеку произвести приятное впечатление своим внешним видом, манерой говорить, умением поддерживать разговор, вести себя за столом. Как вы думаете, как называют человека, который знает правила этикета и соблюдает их? (Воспитанный, культурный). (5,с.8).Чтобы и вас называли культурными и воспитанными надо поближе познакомиться с правилами этикета. Сегодня мы будем говорить о вежливости, об этикете, о добром отношении к людям. Мне бы хотелось, чтобы вы были активны и высказывали свое мнение. Ребята, назовите синонимы к слову «вежливость». (Ребята отвечают, а затем, ведущий показывает плакат с синонимами к слову «вежливость». Ученики зачитывают синонимы хором: уважительность, обходительность, предусмотрительность, внимательность, заботливость, порядочность, тактичность, доброжелательность.) (3,с.51)


Беседа. Обычай гостеприимства почитаем с древнейших времен. Считалось, что с гостем в дом приходит счастье. Вы никогда не задумывались, а зачем, собственно говоря, люди ходят в гости? На это, наверное, есть много причин. Во-первых, очень приятно, когда. Увидев тебя, кто-нибудь обрадуется и тепло улыбнется. Во-вторых, собираются в гостях разные люди: поговорят о том, о сем – и всем польза: узнали новости, обсудили события, обменялись сведениями – и все стали намного богаче, умнее. И еще: привыкли люди делиться друг с другом хорошим. Родился, например, в семье сын – зовут гостей разделить радость. А если горе – звать не надо. Те, кто приходил в дни радости, придут разделить и горе. Вот почему с давних пор и до наших дней ходят люди в гости. Само собой разумеется, что за такое долгое время выработались очень ясные и определенные представления о том, как вести себя хозяину и как гостю. Многие, наверное, скажут: «Да слышали мы об этом, знаем». И верно: знают. Только почему же так часто знание и поступки не совпадают? Даже в мелочах. Прибегаете вы к товарищу домой – на прогулку позвать. Открывает его мама. Первые слова у многих: «Юра дома?». А надо бы сказать: «Здравствуйте!»(1,с.16) Обсуждение этикетных ситуаций.

Ситуация 1. Мама и папа ушли в кино. Скоро придут. Наташа дома одна. Смотрит телесериал. Звонок. В дверях Николай Петрович. Он работает вместе с отцом.

-Здравствуй, Наташа! Папа дома?

-Папы нет, - Наташа нетерпеливо глядит на гостя. Ее рука на щеколде задвижки.

-Жаль. До свидания.

Вопрос к учащимся. А как бы вы поступили на месте Наташи? (Наташе следовало поздороваться и сказать гостю, что отец скоро придет, пригласить его в комнату, предложить посмотреть телевизор или дать журнал, газету.) (4,с.6)

Ситуация 2. У Ани день рождения. Аня пригласила гостей к шести часам. Антон никак не мог дождаться положенного времени и поэтому пришел на час раньше. Аня открыла дверь и, увидев Антона, небрежно сказала: «Ну ты даешь, пришел так рано, еще не готово ничего. Ладно, подожди в коридоре». И убежала на кухню. Задание. Ребятам предлагается разобрать ситуацию. (Раньше времени приходить неприлично. Но если уж гость пришел, проводи его в комнату, предложи посмотреть книги, альбомы.) (4,с.5)

Ситуация 3. Двенадцатилетие – серьезная дата. И Алина с мамой готовились ко дню рождения тщательно: нажарили пирожков, испекли торт, купили мороженого. И даже молочный коктейль сделали. Пришли ребята из класса, засыпали Алину подарками. Алина всех встречала по-разному. Жене очень обрадовалась: «Проходи, Женечка, проходи!»

Вика принесла книжку: «С днем рождения, Аля!»

-Фи, книжка. У меня уже такая есть. Ну ладно, проходи, раз пришла.

-Аля! Это тебе цветок из Африки, маме знакомая привезла.

-А за этими духами папа во Францию ездил, - это Оля прибежала.

-Ах, какие духи, ах, какой цветок!

Мальчики Антон и Сережа зашли, не здороваясь, сунули Алине в руки завернутые подарки и прошли в комнату. Аня принесла конфеты и заколку.

-А я не ем конфеты с такой начинкой, - сказала Алина. – Ах, какая красивая заколка!

Когда пришли все ребята, Алина пригласила гостей за стол. Все чинно уселись, довольно быстро управились с угощением и заскучали. Девочки обсуждали моды, а мальчики – хоккейный матч. Алина пригласила к столу, поставила большой торт. Но есть уже никто не хотел.

-Айда, ребята, шайбу погоняем, - сказал кто-то. И мальчики заторопились. Следом за ними разошлись подружки смотреть телесериал.

Вопросы ребятам. Как вы думаете, почему не получился день рождения? Правильно ли вела себя Алина? (1. Нельзя обсуждать подарки при гостях, какими бы они не были. Нужно поблагодарить за каждый подарок. Ребята не должны называть цену подарка. 2. Алина должна была продумать не только угощение, но и развлечение для гостей (игры, конкурсы). (4,с.4)

Ситуация 4.У Васи день рождения, он расставляет стулья для гостей. Гость кричит с порога «Здрасьте!» и с расстояния бросает Васечкину мяч: «Держи! Не потеряй! Помнишь, как ты потерял мой ножик?» Снова стучат. Вася обращается к бабушке: «Бабуль, принимай гостей, а я пока с Сашкой поговорю». Оттеснив бабушку, гости хором кричат: «Поздравляем!» Вася подходит к гостям, берет подарок в красивой упаковке, бросает его на стул и обращается к бабушке: «Все собрались. Можно подавать на стол».

Дети находят и обсуждают ошибки:

1. Подарок первый гость бросил с расстояния.

2. Гость напоминает о потере предыдущего подарка.

3. Вася посылает открывать дверь бабушку.

4. Вася не смотрит на подарок, бросает его на стул.

5. Вася должен предложить помочь бабушке подавать на стол, а гостям – занять места за ним. (4,с.6)

За долгое время развития общества выработались очень ясные и определенные правила, как надо вести себя хозяину и как вести себя гостю. Представьте, что вас пригласили на день рождения. С чего же начать? Важно подумать, как вы оденетесь. Игра «Идем в гости» (На столе карточки с изображением одежды. Ребятам нужно выбрать карточку и объяснить, почему этот предмет одежды подходит для данной ситуации).

Ведущий: Вы подобрали одежду, а теперь надо подумать о том, как поздравить именинника, что ему пожелать. Подарок надо выбрать так, чтобы он понравился другу, а не вам. Я вам зачитаю список возможных подарков, и если вы согласны со мной – хлопайте, а если нет – топайте.

Варианты

• Старая любимая игрушка. (Нет. Потому что это ваша игрушка)

• Цветы. (Да, если даришь девочке; нет – если мальчику)

• Подарок, сделанный своими руками. (Да, такой подарок именинник больше ни у кого не встретит.)

• Подарок готов, теперь его надо красиво подарить. Придумайте поздравление. (ребята придумывают поздравления и зачитывают их.)

Принимая подарок, именинник обязательно должен сказать что-нибудь гостю. А что сказать – узнаем, когда поиграем в новую игру. Если вам понравится мой ответ, хлопайте в ладоши, если нет – топайте.

Варианты

• Спасибо, я очень рада, замечательный подарок! (Да.)

• Ой, ты подарил мне такой же подарок, как и мои родители. (Нет.)

• Спасибо, я давно мечтала о таком подарке! (Да.)

• Как жаль, а я думала, что ты мне подаришь куклу! (Нет.) (2,43)

Чтец 2:

Вы в гостях повеселились,

Ели, пили и плясали,

Отдохнули, порезвились,

Собираться дружно стали.

В заключение, конечно,

Я напомню без утайки:

Не забудьте вы сердечно

Похвалить за все хозяйку;

За вниманье, за участие.

За гостеприимный дом,

Пожелайте дому счастья.

И расстанемся на том. (2,с.43)

Ведущий: С самого раннего детства, ребята надо осваивать науку общения, вести себя среди людей так, чтобы всем было приятно, легко и удобно. Нужно быть хорошим гостем и хорошим хозяином.

Сценка «Добро пожаловать». Участники: два друга – Игорь и Виктор.

После соревнований Игорь сказал Виктору: «Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в шесть. Я тебе марки свои покажу и конструктор новый. Магнитофон послушаем».

-ладно, - ответил Виктор. – Приду.

Часов в семь Игорь уже перестал ждать товарища. Он налил в таз воды, собрался выстирать галстук. В это время резко и сильно зазвенел звонок. Пока Игорь, вытирая мыльные руки, шел к двери, кто-то несколько раз. Подолгу не отпуская, нажимал кнопку звонка.

-Привет,- сказал Виктор. – Это я.

Он прошел в комнату, бросил мокрый плащ и шапку в кресло и огляделся:

- А у вас ничего. Подходяще. Это что? – и он схватил модель парусника с письменного стола.

- Это отцу подарили. На память.

- здорово сделано. А мачта из дерева, что ли? – Виктор нажал посильнее, и мачта слабо хрустнула.

Игорь взглянул испуганно, но ничего не сказал. А гость в это время уже вертел в руках многоцветную шариковую ручку, поочередно нажимая и пробуя каждый цвет на листе бумаги, который лежал на столе. Потом Виктор отправился бродить по комнатам.

- Сколько стоит? А это где покупали? – поминутно спрашивал он, трогая хрустальную вазу, картину на стене. Глиняного веселого барана с золотыми рожками. Баран ему не понравился.

- Чего барахло всякое в доме держите! - Особый интерес вызвал у него туалетный столик. Он открыл флакон духов, перевернул его и тряс над своей головой, пока не вылил почти половину. Потом Виктор ткнул грязный палец в коробку с кремом, понюхал его и, сказав, что пахнет земляникой, лизнул. Затем он дунул в пудру. И душистое облако разлетелось по комнате, медленно оседая на ковер и маленький полированный столик. Игорь в это время вскипятил чай и пригласил гостя к столу. Тот критически оглядел стаканы с чаем, вазочку с вареньем, сахарницу и потянул к себе ручку холодильника.

- Ты колбасы нарежь, Игорь. А это селедка, что ли? И селедку давай: Я знаешь, как соленое люблю.

И, наевшись и напившись вдоволь чаю, Виктор взялся за шапку.

- Ну, я пошел. Пока. Завтра еще приду. А ножик твой перочинный я взял, мне палку обстругать надо. Отдам как-нибудь,- и, гремя сапогами, он помчался по лестнице.

Вопросы к ребятам.

1. А у вас, ребята, бывали такие гости?

2. Как вы к ним относитесь? (1,с.17)

Ведущий: Ребята предлагаю вам проявить смекалку. В конвертах находятся карточки с пословицами. В них слова поссорились друг с другом, надо им помочь – соединить начало и конец пословицы, объяснить ее смысл.

(Ребята получают конверты, в которых находятся карточки с частями пословиц. Один ученик читает начало пословицы, а второй – окончание. Все объясняют смысл пословицы.)

Пословицы.

• На добрый привет – добрый ответ.

• Ласковое слово – весенний день.

• Стол «спасибом» красится.

• Вежливости открываются все двери. Чему учат эти пословицы? (Вежливости) (3,с.51.)

Ведущий: А теперь вдумчиво прочитайте высказывания о культуре поведения и вежливости и запишите их в свою записную книжку или в заветную тетрадку, куда вы заносите все важное и интересное. Становясь старше, вы будете возвращаться к этим мудрым мыслям, проникая в их сущность.

1. Воспитанность – это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени. Ф.Честерфильд, английский писатель XVIII в.

2. Хорошее воспитание не в том, что не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой.

А.П. Чехов. (1,с.14)

Ребята, давайте еще раз вспомним, о чем мы сегодня говорили, чему научились, какие правила вежливости узнали.

Чтец 3: Что такое Этикет?

Кто-то знает, кто-то нет.

Это правила такие

Поведения, когда

Мы привычки все плохие

Забываем навсегда.

Ты усвоил этикет,

И дурных привычек нет!

Спасибо! До свидания! ( 2,с.44)