Программы

Программа по астрономии

Оформить заказ

Пояснительная записка

  Рабочая программа по астрономии в 10 классе составлена на основе Фундаментального ядра содержания и требований к результатам обучения, представленных в Федеральном государственном стандарте среднего общего образования. За основу взята  программа по астрономии для общеобразовательных учреждений «Астрономия 11 класс», автор   Е. К. Страут 2017г. Календарно-тематический план ориентирован на использование базового учебника Астрономия 11 класс,  Б.А Воронцов-Вельяминов, Е.К Страут 2017 г.

Целями изучения астрономии на данном этапе обучения являются:

• осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;

• приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и   техники;

• овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных  информационных технологий;

• использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;

• формирование научного мировоззрения;

• формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и  космонавтики.


Изучение курса рассчитано на 34 часа (1 час в неделю).

УМК:1. Учебник Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астромия. 11 класс».

2. Методическое пособие к учебнику «Астрономия.11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

• смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, ко- мета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, плане- та, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

• смысл  физических  величин:  парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

• смысл физического закона Хаббла;

• основные этапы освоения космического пространства;

• гипотезы происхождения Солнечной системы;

• основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

• размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

• уметь

• приводить примеры: роли астрономии в раз- витии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения ин- формации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

• описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, при- чины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

• характеризовать особенности методов по- знания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

• находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

• использовать    компьютерные    приложения

• для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.





Содержание учебного предмета «Физика»


Астрономия, ее значение  и связь с другими науками (2 часа)

Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности

астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.


Практические основы астрономии (5 часов)

Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Строение Солнечной системы (7 часов)

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный  параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.


Природа тел Солнечной системы (7часов)

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты.

Солнце и звезды (6 часов)

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы


Строение и эволюция Вселенной (5 часов)

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А.  А.  Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.


Жизнь и разум во Вселенной (2 часа)

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

Контрольных работ: 4 .Практических работ: 2. Проверочных работ: 1







Тематическое планирование

10 класс (34 ч, 1 ч в неделю)


№ п/п Тема урока Часы учебного времени Плановые сроки прохождения


Примечание

I Астрономия, ее значение  и связь с другими науками (2 часа)  10 «А» 10 «В»

1 Что изучает астрономия 1  

2 Наблюдения - основа астрономии 1  

II Практические основы астрономии (5 часов)    

3/1 Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. 1  

4/2 Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. 1  

5/3 Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. 1  

6/4 Время и календарь. 1  

7/5 Контрольная работа № 1  по теме «Практические основы астрономии». 1  

III Строение Солнечной системы (7 часов)    

8/1 Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира.  1  

9/2 Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.  1  

10/3 Законы Кеплера.  1  

11/4 Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный  параллакс.  1  

12/5 Практическая работа с планом Солнечной системы. Движение небесных тел под действием сил тяготения. 1  

13/6 Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе. 1  

14/7 Контрольная работа № 2  по теме «Строение Солнечной системы». 1  

IV Природа тел Солнечной системы (8 часов)    

15/1 Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.  1  

16/2 Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну.  1  

17/3 Работа над проектом: «Определение высоты гор на Луне по способу Галилея» 1  

18/4 Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса.  1  

19/5 Планеты-гиганты, их спутники и кольца.  1  

20/6 Практическая работа «Две группы планет Солнечной системы». 1  

21/7 Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты. 1  

22/8 Контрольная работа № 3  по теме «Природа тел Солнечной системы». 1  

V Солнце и звезды (6 часов)    

23/1 Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю.  1  

24/2 Проверочная  работа «Солнце и Солнечная система». 1  

25/3 Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость». 1  

26/4 Исследование по теме  «Определение расстояния до удаленных объектов на основе измерения параллакса», Массы и размеры звезд. Модели звезд.  1  

27/5 Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы 1  

28/6 Контрольная работа № 4  по теме «Солнце и звезды». 1  

VI Строение и эволюция Вселенной (5 часов)    

29/1 Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. 1  

30/2  Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. 1  

31/3 Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. 1  

32/4 Нестационарная Вселенная А.  А.  Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение. 1  

33/5 Работа над проектом «Исследование ячеек Бенара». 1  

VII Жизнь и разум во Вселенной (1 час)    

34

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни.

1