Программа по астрономии |
Пояснительная записка
Рабочая программа по астрономии в 10 классе составлена на основе Фундаментального ядра содержания и требований к результатам обучения, представленных в Федеральном государственном стандарте среднего общего образования. За основу взята программа по астрономии для общеобразовательных учреждений «Астрономия 11 класс», автор Е. К. Страут 2017г. Календарно-тематический план ориентирован на использование базового учебника Астрономия 11 класс, Б.А Воронцов-Вельяминов, Е.К Страут 2017 г.
Целями изучения астрономии на данном этапе обучения являются:
• осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
• приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
• овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
• использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
• формирование научного мировоззрения;
• формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
Изучение курса рассчитано на 34 часа (1 час в неделю).
УМК:1. Учебник Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астромия. 11 класс».
2. Методическое пособие к учебнику «Астрономия.11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
• смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, ко- мета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, плане- та, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
• смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
• смысл физического закона Хаббла;
• основные этапы освоения космического пространства;
• гипотезы происхождения Солнечной системы;
• основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
• размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
• уметь
• приводить примеры: роли астрономии в раз- витии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения ин- формации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
• описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, при- чины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
• характеризовать особенности методов по- знания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
• находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
• использовать компьютерные приложения
• для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Содержание учебного предмета «Физика»
Астрономия, ее значение и связь с другими науками (2 часа)
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности
астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
Практические основы астрономии (5 часов)
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Строение Солнечной системы (7 часов)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы (7часов)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты.
Солнце и звезды (6 часов)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы
Строение и эволюция Вселенной (5 часов)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной (2 часа)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
Контрольных работ: 4 .Практических работ: 2. Проверочных работ: 1
Тематическое планирование
10 класс (34 ч, 1 ч в неделю)
№ п/п Тема урока Часы учебного времени Плановые сроки прохождения
Примечание
I Астрономия, ее значение и связь с другими науками (2 часа) 10 «А» 10 «В»
1 Что изучает астрономия 1
2 Наблюдения - основа астрономии 1
II Практические основы астрономии (5 часов)
3/1 Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. 1
4/2 Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. 1
5/3 Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. 1
6/4 Время и календарь. 1
7/5 Контрольная работа № 1 по теме «Практические основы астрономии». 1
III Строение Солнечной системы (7 часов)
8/1 Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. 1
9/2 Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. 1
10/3 Законы Кеплера. 1
11/4 Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. 1
12/5 Практическая работа с планом Солнечной системы. Движение небесных тел под действием сил тяготения. 1
13/6 Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе. 1
14/7 Контрольная работа № 2 по теме «Строение Солнечной системы». 1
IV Природа тел Солнечной системы (8 часов)
15/1 Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. 1
16/2 Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. 1
17/3 Работа над проектом: «Определение высоты гор на Луне по способу Галилея» 1
18/4 Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. 1
19/5 Планеты-гиганты, их спутники и кольца. 1
20/6 Практическая работа «Две группы планет Солнечной системы». 1
21/7 Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты. 1
22/8 Контрольная работа № 3 по теме «Природа тел Солнечной системы». 1
V Солнце и звезды (6 часов)
23/1 Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. 1
24/2 Проверочная работа «Солнце и Солнечная система». 1
25/3 Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость». 1
26/4 Исследование по теме «Определение расстояния до удаленных объектов на основе измерения параллакса», Массы и размеры звезд. Модели звезд. 1
27/5 Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы 1
28/6 Контрольная работа № 4 по теме «Солнце и звезды». 1
VI Строение и эволюция Вселенной (5 часов)
29/1 Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. 1
30/2 Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. 1
31/3 Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. 1
32/4 Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение. 1
33/5 Работа над проектом «Исследование ячеек Бенара». 1
VII Жизнь и разум во Вселенной (1 час)
34
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни.
1