Тематическое планирование курса "Естествознание" 10 класс
000000
|
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету “Естествознание” для 10 класса составлено на основе рабочей программы “Естествознание” для 10-11 классов рассмотренной протокол от 23.05.2018 № 8 , утверждена приказом № 601 от 24.05.2018г.
Целями реализации основной образовательной программы среднего общего образования являются:
■ становление и развитие личности обучающегося в ее самобытно¬сти, уникальности, неповторимости, осознание собственной индиви¬дуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопреде¬лению;
■ достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными по¬требностями и возможностями обучающегося старшего школьного возраста, индивидуальной образовательной траектории его разви-тия и состояния здоровья.
Планируемые результаты
Выпускник научится:
■ демонстрировать на примерах роль естествознания в развитии че¬ловеческой цивилизации; выделять персональный вклад великих ученых в современное состояние естественных наук;
■ грамотно применять естественно-научную терминологию при опи¬сании явлений окружающего мира;
■ обоснованно применять приборы для измерения и наблюдения, используя описание или предложенный алгоритм эксперимента с целью получения знаний об объекте изучения;
■ выявлять характер явлений в окружающей среде, понимать смысл наблюдаемых процессов, основываясь на естественно-научном знании; использовать для описания характера протекания процес¬сов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;
■ осуществлять моделирование протекания наблюдаемых процессов с учетом границ применимости используемых моделей;
■ критически оценивать, интерпретировать и обсуждать информа¬цию, содержащуюся в сообщениях СМИ, ресурсах Интернета, науч¬но-популярных статьях с точки зрения естественно-научной кор¬ректности;
■ делать выводы на основе литературных данных;
■ принимать аргументированные решения в отношении применения разнообразных технологий в профессиональной деятельности и в быту;
■ извлекать из описания машин, приборов и технических уст¬ройств необходимые характеристики для корректного их исполь¬зования; объяснять принципы, положенные в основу работы при¬боров;
■ организовывать свою деятельность с учетом принципов устойчиво¬го развития системы «природа-общество-человек» (основываясь на знаниях о процессах переноса и трансформации веществ и энергий в экосистеме, развитии и функционировании биосферы; о структуре популяции и вида, адаптациях организмов к среде оби¬тания, свойствах экологических факторов; руководствуясь принци¬пами ресурсосбережения и безопасного применения материалов и технологий; сохраняя биологическое разнообразие);
■ обосновывать практическое использование веществ и их реакций в промышленности и в быту;
■ объяснять роль определенных классов веществ в загрязнении окружающей среды;
■ действовать в рамках правил техники безопасности и в соответ¬ствии с инструкциями по применению лекарств, средств бытовой химии, бытовых электрических приборов, сложных механизмов, понимая естественно-научные основы создания предписаний;
■ формировать собственную стратегию здоровьесберегающего (равновесного) питания с учетом биологической целесообразно¬сти, роли веществ в питании и жизнедеятельности живых орга¬низмов;
■ объяснять механизм влияния на живые организмы электромагнит¬ных волн и радиоактивного излучения, а также действия алкоголя, никотина, наркотических, мутагенных, тератогенных веществ на здоровье организма и зародышевое развитие;
■ выбирать стратегию поведения в бытовых и чрезвычайных ситуа¬циях, основываясь на понимании влияния на организм человека физических, химических и биологических факторов;
■ осознанно действовать в ситуации выбора продукта или услуги, применяя естественно-научные компетенции.
На изучение курса отводится 102 часа (3 часа в неделю)
Контрольных работ - 5
Тематическое планирование
№ п/п Наименование раздела и тем Часы учебного времени Сроки прохождения Характеристика основных видов деятельности
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 14 План Факт
1/1 Возникновение познания 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характеризуют возмож-ности обучения человека в сравнении с остальными животными. Приводят приме¬ры объектов и относят их к определенной категории. Объясняют значение устной и письменной речи, абстрактных понятий и абстрактных чисел в развитии челове¬чества. Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
2/2 Античная натурфилософия 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Объясняют происхож-дение и первичное значение термина «философия».
Характеризуют работы философов Древней Греции как истоки современного есте-ствознания. Сравнивают учения Платона и Аристотеля. Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
3/3 Наука и техника в поздней Античности 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Знакомятся с основны¬ми открытиями и изобретениями Архимеда и Герона Александрийского.
Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
4/4 От натурфилософии к науке 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Сравнивают развитие естествознания в период раннего Средневековья в странах Европы и Передней и Средней Азии.
Характеризуют эпоху Возрождения как эпоху в истории культуры Европы, пришед¬шую на смену культуре Средних веков, отличительной чертой которой становится интерес в первую очередь к человеку и его деятельности.
5/5 Рождение науки 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Знакомятся с работа¬ми Галилео Галилея и определяют его роль в закладке фундамента современной науки.
Объясняют роль абстракции и идеализации в научных исследованиях. Приводят примеры абстрагирования в различных науках. Работают с иллюстрациями учеб¬ника и с электронной формой учебника
6/6 Наблюдение и эксперимент 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характеризуют обяза-тельные требования к описанию наблюдения. Сравнивают наблюдение и экспе¬римент. Объясняют значение наличия контрольной группы.
Работают с рисунками учебника по заданию к параграфу и с электронной формой учебника
7/7 Измерение 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Знакомятся с древ¬ними и современными единицами измерения. Сравнивают принципы измерения в естественных и гуманитарных науках. Определяют размеры объектов в древних единицах измерения. Работают с иллюстрациями учебника и с электронной фор¬мой учебника
8/8
Представления экспериментальных данных и математическая обработка 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Знакомятся с представ-лением экспериментальных данных в виде таблиц и графиков. Сравнивают круго¬вые и столбчатые диаграммы. Строят график, отражающий динамику собственной успеваемости.
Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
9/9 Урок практикум 1
10/10
11/11 Математическое моделирование 2 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Знакомятся с методом моделирования. На примере модели «хищник-жертва» разбирают возможности математического моделирования (прогнозирование изменения численности жи¬вотных).
Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
12/12
13/13 Научный метод. Гипотезы и теории 2 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Получают представле¬ния об общих принципах научного исследования. Сравнивают методы индукции и дедукции.
Знакомятся с концепцией фальсификационизма Карла Поппера и с концепцией Томаса Куна. Приводят примеры научных революций в разных науках.
Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
14/14 Естествознание и другие способы человеческого познания 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Объясняют роль есте-ствознания в формировании научного мировоззрения. Рассматривают значение естественных и гуманитарных наук для развития цивилизации, их соотношение и взаимодействие.
Характеризуют искусство и религию как иные способы познания мира. Определя¬ют критерии псевдонауки. Оценивают роль науки в жизни отдельного человека и общества в целом.
Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
МИР, КОТОРЫЙ МЫ ОЩУЩАЕМ 33
1/15
Пространство, время, материя. Пространство и расстояние 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Знакомятся с триеди¬ной картиной мира. Устанавливают взаимосвязь между пространством, временем, материей. Оценивают расстояние до известных объектов, используя понятия дли¬тельности и массы. Сравнивают системы координат.
2/16 Пространство и расстояние 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Анализируют сущность времени. Знакомятся с историей измерения времени. В ходе практической работы сравнивают субъективную и объективную протяженность времени. Характеризуют солнечные часы как одно из первых устройств, позволяющих определять время. Сравнивают различные конструкции часов, позволяющие измерять время незави¬симо от времени суток и погоды. Определяют преимущества современного эталона секунды. Конструируют водяные часы и оценивают точность собственных часов. Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
3/17
Время и длительность. 1
4/18 Измерение времени. Часы 1
5/19 Движение 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Сравнивают равно¬мерное и равноускоренное движение. Применяют модель материальной точки к реальным движущимся объектам.
Раскрывают значение средней и мгновенной скорости. Характеризуют вектор скорости. Экспериментально исследуют равноускоренное движение (опыт Гали¬лея).
Раскрывают смысл принципа относительности движения Г. Галилея. Объясняют характер инерциальной системы и приводят примеры таких систем.
Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
6/20 Относительное движение 1
7/21 Инерциальная система 1
8/22 Сила, масса, ускорение. 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Повторяют первый и второй законы Ньютона. Объясняют, почему первый закон Ньютона известен как закон инерции. Анализируют формулу второго закона Ньютона с целью углубления
представлений о зависимости, содержащихся в этом законе. Объясняют, по¬чему массу считают мерой инерции. Выполняют задания к рисункам параг¬рафа.
Формулируют закон всемирного тяготения и раскрывают его значение. Объясня¬ют процессы, происходящие в природе, на основе закона всемирного тяготения. Формулируют третий закон Ньютона и закон сохранения импульса. Характеризуют закон сохранения импульса как следствие из законов Ньютона. Сравнивают упру¬гое и неупругое столкновения.
Объясняют принцип реактивного движения. Приводят примеры использования реактивного движения в природе и в современных технических устройствах. Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
9/23 Закон всемирного тяготения 1
10/24 Третий закон Ньютона. 1
11/25 Импульс и его сохранения. 1
12/26 Криволинейное вращательное движение 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Знакомятся с физи-ческими основами вращательного движения. Описывают центростремительную и центробежную силы. Характеризуют вращательное движение при помощи ли¬нейной и угловой скорости.
Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
13/27 Периодическое движение. Вращение 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Приводят примеры периодических процессов в природе и технике.
14/28 Колебания 1 Рассматривают колебательные движения на примере маятников. Описывают колебания математического
15/29 Свободные и вынужденные колебания. 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Сравнивают свобод¬ные и вынужденные колебания.
16/30 Резонанс 1 Объясняют, в чем заключается явление резо¬нанса. Приводят примеры полезных и вредных проявлений резонанса.
Вычисляют период колебания математического маятника. Изучают особенности колебания математического маятника.
Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
17/31 Волны 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Различают продольные и поперечные волны. Описывают механизм образования волн. Называют основ¬ные физические характеристики волн.
Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
18/32 Звук 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Описывают звук как пример механических колебаний. Называют диапазон частот звуковых волн. Срав-нивают тоны и обертоны.
Знакомятся со значением тембра музыкального инструмента в искусстве. Раскры¬вают значение консонанса и диссонанса в музыкальных произведениях.
Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
19/33 Контрольная работа №1 1 Применеие знаний
20/34 Электростатическое взаимодействие 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Знакомятся с историей изучения электричества. Формулируют закон Кулона. Наблюдают явления элек-тризации тел при соприкосновении.
Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
21/35 Физические поля 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характеризуют физиче-ские поля как один из видов материи.
Называют четыре вида фундаментальных взаимодействий. Сравнивают гравитаци¬онные и электростатические поля.
Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
22/36 Движение электрических зарядов 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Объясняют деление веществ на проводники и диэлектрики на основе знаний о строении атома. Формулируют закон Ома. Объясняют принцип действия источников питания. Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
23/37 Электромагнитное поле 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Знакомятся с исто¬рией открытия магнетизма. Описывают явление электромагнитной индукции. Объясняют деление веществ на ферромагнетики, парамагнетики и диамагнетики
24/38 Урок практикум 1 Проводят опыты с компасом.
Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
25/39 Электромагнитные волны 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Обсуждают значе¬ние работ Дж. К. Максвелла и Г. Герца для создания теории электромагнитных волн.
Объясняют, с какой целью было введено понятие «мировой эфир».
Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
26/40 Виды электромагнитных волн 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характеризуют части спектра электромагнитного излучения. Приводят примеры использования волн различной длины и частоты человеком.
Оценивают положительное и негативное влияние электромагнитного излучения на организм человека.
Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
27/41 Урок практикум 1 Применеие знаний
28/42 Общие свойства волн 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характеризуют явления интерференции и дифракции.
Описывают эффект Доплера и объясняют его причины. Приводят примеры наблю¬дения эффекта Доплера в природе и его практического использования.
Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
29/43 Потенциальная энергия. 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Сравнивают открытые, закрытые и изолированные системы.
Дают характеристику потенциальной энергии.
30/44 Кинетическая энергия 1 Устанавливают взаимосвязь потен¬циальной и кинетической энергии.
Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
31/45 Трение и сопротивление среды 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Приводят примеры перехода механической энергии в тепловую. Сравнивают трение качения и трение скольжения. Наблюдают за характером движения предмета по наклонной плоско¬сти в зависимости от типа покрытия и массы предмета.
Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
32/46 Законы сохранения в природе 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Знакомятся с попыт¬ками опровергнуть закон сохранения энергии. Характеризуют различные виды энергии.
Описывают закон сохранения зарядов и закон сохранения момента количества движения. Объясняют несостоятельность вечных двигателей первого рода. Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
33/47
Контрольная работа №2 1 Применеие знаний
ОБЪЕКТЫ И ЗАКОНЫ МИКРОМИРА 14
1/48 Миры, о которых мы знаем 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Определяют строение природы, ее компонентов. Разделяют объекты микромира, макромира и мегамира. Знакомятся с историей создания микроскопа и телескопа. Оценивают технические возможности современных световых и электронных микроскопов.
Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
2/49 Атомы, история изучения: от Демокрита до Томсона 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Обсуждают основные этапы изучения атомов. Изображают схематично модель атома Дж. Дж. Томсона. Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
3/50 Открытие радиоактивности и модель атома Резерфорда 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характеризуют зна¬чение работ А.А. Беккереля, супругов Кюри, Э. Резерфорда. Сравнивают альфа-, бета- и гамма-излучение. Описывают планетарную модель строения атома Резер¬форда и изображают ее схематично.
Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
4/51 Свет Корпускулярная теория света 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Понимают, каким образом соотносятся корпускулярные и волновые свойства объектов, объясняют корпускулярно-волновую природу света.
5/52 Волно¬вая теория света. Интерференция. Поляризация 1 Объясняют причины интерференции и поляризации света. Оценивают значение открытия М. Планка.
Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
6/53 Фотоэффект 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Знакомятся с работами Г. Герца и А. Г. Столетова. Характеризуют явление фотоэффекта. Раскрывают зна-чение фотоэффекта в понимании устройства мира.
Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
7/54 Спектры поглощения и отражения. Спектры сплошные ил инейчатые Спек¬тральный анализ 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Сравнивают и характе-ризуют спектры поглощения и отражения; сплошные и линейчатые. Раскрывают значение спектрального анализа
8/55 Практическую работа: “Разложение света” 1 Выполняют практическую работу «Разложение света».
9/56 Атомная модель Бора 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Определяют преимуще-ства модели атома Бора по сравнению с моделью Резерфорда. Раскрывают смысл явления квантового скачка. Объясняют причины изменения цвета вещества при нагревании.
Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
10/57 Корпускулярно-волновой дуализм. 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характеризуют корпу-скулярно-волновой дуализм как свойство, присущее всем объектам микромира. Знакомятся с принципом неопределенности Гейзенберга и принципом дополни¬тельности Бора.
Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
11/58 Принцип неопределенности. Принцип дополнительности 1
12/59 Современные представления о строении атома 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Описывают строение ядра атома. Приводят примеры изотопов, объясняют причины их существования. Раскрывают значение использования методов с применением «меченых атомов». Описывают сильное и слабое взаимодействия.
Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
13/60 Ядерный распад и элементарные частицы 1
14/61 Контрольная работа №3 1 Применеие знаний
Химические элементы и вещества 16
1/62 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Прогнозируют свой¬ства химических элементов и их соединений на основе Периодической системы Д. И. Менделеева. Распознают характерные признаки химического элемента. По-нимают суть Периодического закона и расположения элементов в Периодической таблице. Конструируют Периодическую таблицу химических элементов с исполь-зованием карточек.
Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
2/63 Строение атома. Свойства химических элементов. Орбитали, энергетические уровни, подуровни 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Рисуют электронное ядерное строение атомов водорода, гелия, углерода. Объясняют зависимость хи-мических свойств атомов от числа электронов на внешних уровнях электронной оболочки. Сравнивают процессы окисления и восстановления.
Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
3/64 Окисление, вос-становление. Анионы, катионы. Элек¬тролиты 1
4/65 Валентность. Химическая связь 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Объясняют связь рас-положения электронов на орбиталях с валентностью атома. Определяют типы хи¬мической связи в соединениях. Сравнивают типы химической связи, определяют их особенности.
Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
5/66 Химические реакции 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Приводят примеры каждого типа химической реакции. Определяют тип химической реакции. Состав-ляют уравнения реакции.
Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
6/67 Урок практикум
7/68 Скорость и энергия химических реакций 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Выделяют основные факторы, влияющие на скорость химической реакции, а также методы смещения химического равновесия.
8/69 Строение и свойства неорганических веществ.
Кислоты и основания 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Формулируют различия между неорганическими и органическими веществами. Характеризуют простые неорганические вещества (металлы и неметаллы). Классифицируют соединение на основании данных о строении его молекулы как обладающее основными или кислотными свойствами.
Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
9/70 Соли и их применение 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Описывают примене¬ние электролиза. Приводят примеры использования солей в промышленности и сельском хозяйстве.
Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
10/71 Строение и свойства органических веществ 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Рассматривают принци¬пы строения углеводородов, углеводов, спиртов и органических кислот. Составля-ют структурные формулы различных органических соединений.
Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
11/72 Циклические органические соединения 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Сравнивают особенно¬сти строения различных циклических органических соединений. Приводят приме¬ры использования циклических органических соединений.
Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
12/73 Высокомолекулярные соединения 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Сравнивают гомо- и гетерополимеры. Знакомятся с историей исследования полимеров. Рассказывают о получении и использовании синтетических полимеров.
Приводят примеры использования полимеров на основе личного опыта. Готовят сообщение об использовании полимеров в современном обществе. Участвуют в дискуссии об искусственных полимерах.
Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
13/74 Пратическая работа:Получение и использование син-тетических полимеров 1
14/75 Соединения, необходимые для существования жизни: нуклеиновые кислоты, полисахариды, белки, липиды 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характеризуют основ¬ные категории органических соединений, входящих в состав живых организмов, как на уровне мономеров (моно- и дисахариды, нуклеотиды, аминокислоты), так и на уровне полимеров (полисахариды, нуклеиновые кислоты, белки). Раскрывают значение ДНК, РНК, углеводов, белков, липидов как соединений, необходимых для существования жизни. Воздействуют на белок яйца различными физическими и химическими агентами, наблюдают за происходящим и делают выводы.
Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
15/76 Урок практикум 1
16/78 Контрольная работа №4 1 Применеие знаний
ЗЕМЛЯ И ВСЕЛЕННАЯ 12
1/79 Как и что мы видим во Вселенной 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Знакомятся с кон¬цепцией небесной сферы. Учатся ориентироваться в звездном небе. Используя наглядный материал, знакомятся с основными созвездиями Северного полушария. Составляют памятку «Как ориентироваться на местности по звездам».
Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
2/80 Урок практикум 1
3/81 Как исследуют Вселенную 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Знакомятся с историей исследования Вселенной. Используя наглядный материал, описывают возможно¬сти наземных и космических телескопов. Объясняют преимущества расположения современных телескопов на спутниках. Делают выводы об использовании спек¬трального анализа для изучения космических объектов. Анализируют основные единицы измерения Вселенной.
Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
4/82 Земля и ее вращение 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Ориентируются в существовавших моделях Солнечной системы, выделяют в них правильные и не¬правильные постулаты. Формулируют основные положения о движении Земли. Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
5/83 Земля и ее строение 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Представляют строение Земли. Выделяют ключевые параметры планеты Земля, отличающие ее от других планет Солнечной системы. Объясняют причины вулканической деятельности и землетрясений.
Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
6/84 Строение Солнечной системы. Плане¬ты Солнечной системы. 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Формируют представ-ление о строении Солнечной системы, выделяют основные категории планет, их характеристики и взаимное расположение. Сравнивают планеты земной группы; планеты-гиганты.
7/85 Планеты зем¬ной группы, газовые гиганты. Малые тела солнечной тсистемы 1
8/86 Звезды, галактики, метагалактика 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Ориентируются в со-временном представлении о строении Вселенной. Выделяют отдельные структуры Вселенной различного масштаба: от галактик до планет. Формируют представле¬ния о черной материи и особенностях черных дыр.
Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
9/87 Пульсары, квазары, сверхновые. Галактики. 1
10/88 Возникновение и эволюция Вселенной 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Сравнивают различ¬ные теории возникновения Вселенной, определять их достоинства и недостатки. Приводят доказательства расширения Вселенной. Описывают гипотезу Большого взрыва. Излагают основные положения современной гипотезы о формировании Солнечной системы.
Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
11/89 Скорость света 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Знакомятся с основны¬ми работами по измерению скорости света. Объясняют особенности эксперимента Майкельсона—Морли.
Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
12/90 Основы теории относительности 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Знакомятся с основами теории относительности.
Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
СИСТЕМЫ И ИХ ИССЛЕДОВАНИЯ 10
1/91 Хаос и закономерность 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Сравнивают порядок и хаос как крайнюю степень беспорядка. Приводят примеры статистических закономерностей в общественной жизни, в производственных или финансовых процессах.
Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
2/92 Симметрия 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Описывают симметрию как один из видов проявления порядка в природе. Сравнивают радиальную и дву¬стороннюю симметрию. Объясняют, с чем связано возникновение двусторонней симметрии в животном мире. Описывают оптические изомеры.
Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
3/93 Системы и системный подход 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Сравнивают два науч¬ных подхода к изучению объектов: элементаризм и холизм. Выявляют преимуще¬ства системного подхода. Объясняют особенности внешних и внутренних систем. Характеризуют кибернетику как науку об общих закономерностях процессов управления в различных системах.
Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
4/94 Урок практикум 1
5/95 Методы исследования систем 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Знакомятся с основ¬ными методами исследования систем. Приводят примеры различных типов обрат¬ной связи. Создают организованные графы с обозначением типов связей между элементами.
Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
6/96 Вероятность 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Оценивают вероятности событий. Определяют взаимосвязь между понятиями «вероятность» и «риск». Ра-ботают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
7/97 Урок практикум Вероятность 1
8/98
9/99 Условная вероятность и случайные процессы 2 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Оценивают вероятности наступления нескольких независимых событий.
Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
10/100 Статистические методы в естествен¬ных и гуманитарных науках 1 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Определяют важность использования статистики и ее методов для выявления свойств целого на осно¬вании поведения его частей или элементов. Рассматривают различные примеры использования статистических методов в гуманитарных и естественных науках. Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника
101 Повторение 1 Обобщение материала
102 Контрольная работа №5 (итоговая0 1 Применеие знаний