Программы

Тематическое планирование курса "Естествознание" 10 класс

000000
Оформить заказ

Пояснительная записка

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету “Естествознание” для 10 класса  составлено на основе рабочей программы “Естествознание” для 10-11 классов рассмотренной протокол от 23.05.2018 № 8 , утверждена приказом № 601 от 24.05.2018г.


Целями реализации основной образовательной программы среднего общего образования являются:

■ становление и развитие личности обучающегося в ее самобытно¬сти, уникальности, неповторимости, осознание собственной индиви¬дуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопреде¬лению;

■ достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными по¬требностями и возможностями обучающегося старшего школьного возраста, индивидуальной образовательной траектории его разви-тия и состояния здоровья.

Планируемые результаты

Выпускник научится:

■ демонстрировать на примерах роль естествознания в развитии че¬ловеческой цивилизации; выделять персональный вклад великих ученых в современное состояние естественных наук;

■ грамотно применять естественно-научную терминологию при опи¬сании явлений окружающего мира;

■ обоснованно применять приборы для измерения и наблюдения, используя описание или предложенный алгоритм эксперимента с целью получения знаний об объекте изучения;

■ выявлять характер явлений в окружающей среде, понимать смысл наблюдаемых процессов, основываясь на естественно-научном знании; использовать для описания характера протекания процес¬сов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;

■ осуществлять моделирование протекания наблюдаемых процессов с учетом границ применимости используемых моделей;

■ критически оценивать, интерпретировать и обсуждать информа¬цию, содержащуюся в сообщениях СМИ, ресурсах Интернета, науч¬но-популярных статьях с точки зрения естественно-научной кор¬ректности;

■ делать выводы на основе литературных данных;

■ принимать аргументированные решения в отношении применения разнообразных технологий в профессиональной деятельности и в быту;

■ извлекать из описания машин, приборов и технических уст¬ройств необходимые характеристики для корректного их исполь¬зования; объяснять принципы, положенные в основу работы при¬боров;

■ организовывать свою деятельность с учетом принципов устойчиво¬го развития системы «природа-общество-человек» (основываясь на знаниях о процессах переноса и трансформации веществ и энергий в экосистеме, развитии и функционировании биосферы; о структуре популяции и вида, адаптациях организмов к среде оби¬тания, свойствах экологических факторов; руководствуясь принци¬пами ресурсосбережения и безопасного применения материалов и технологий; сохраняя биологическое разнообразие);

■ обосновывать практическое использование веществ и их реакций в промышленности и в быту;

■ объяснять роль определенных классов веществ в загрязнении окружающей среды;

■ действовать в рамках правил техники безопасности и в соответ¬ствии с инструкциями по применению лекарств, средств бытовой химии, бытовых электрических приборов, сложных механизмов, понимая естественно-научные основы создания предписаний;

■ формировать собственную стратегию здоровьесберегающего (равновесного) питания с учетом биологической целесообразно¬сти, роли веществ в питании и жизнедеятельности живых орга¬низмов;

■ объяснять механизм влияния на живые организмы электромагнит¬ных волн и радиоактивного излучения, а также действия алкоголя, никотина, наркотических, мутагенных, тератогенных веществ на здоровье организма и зародышевое развитие;

■ выбирать стратегию поведения в бытовых и чрезвычайных ситуа¬циях, основываясь на понимании влияния на организм человека физических, химических и биологических факторов;

■ осознанно действовать в ситуации выбора продукта или услуги, применяя естественно-научные компетенции.

На изучение курса отводится 102 часа (3 часа в неделю)

Контрольных работ - 5



Тематическое планирование

№ п/п Наименование раздела и тем Часы учебного времени Сроки прохождения Характеристика основных видов деятельности

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ  14 План Факт

1/1 Возникновение познания 1    Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характеризуют возмож-ности обучения человека в сравнении с остальными животными. Приводят приме¬ры объектов и относят их к определенной категории. Объясняют значение устной и письменной речи, абстрактных понятий и абстрактных чисел в развитии челове¬чества. Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

2/2 Античная натурфилософия 1   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Объясняют происхож-дение и первичное значение термина «философия».

Характеризуют работы философов Древней Греции как истоки современного есте-ствознания. Сравнивают учения Платона и Аристотеля. Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

3/3 Наука и техника в поздней Античности 1   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Знакомятся с основны¬ми открытиями и изобретениями Архимеда и Герона Александрийского.

Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

4/4 От натурфилософии к науке 1    Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Сравнивают развитие естествознания в период раннего Средневековья в странах Европы и Передней и Средней Азии.

Характеризуют эпоху Возрождения как эпоху в истории культуры Европы, пришед¬шую на смену культуре Средних веков, отличительной чертой которой становится интерес в первую очередь к человеку и его деятельности.


5/5 Рождение науки 1   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Знакомятся с работа¬ми Галилео Галилея и определяют его роль в закладке фундамента современной науки.

Объясняют роль абстракции и идеализации в научных исследованиях. Приводят примеры абстрагирования в различных науках. Работают с иллюстрациями учеб¬ника и с электронной формой учебника

6/6  Наблюдение и эксперимент 1   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характеризуют обяза-тельные требования к описанию наблюдения. Сравнивают наблюдение и экспе¬римент. Объясняют значение наличия контрольной группы.

Работают с рисунками учебника по заданию к параграфу и с электронной формой учебника

7/7  Измерение  1   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Знакомятся с древ¬ними и современными единицами измерения. Сравнивают принципы измерения в естественных и гуманитарных науках. Определяют размеры объектов в древних единицах измерения. Работают с иллюстрациями учебника и с электронной фор¬мой учебника

8/8

Представления экспериментальных данных и математическая обработка 1   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Знакомятся с представ-лением экспериментальных данных в виде таблиц и графиков. Сравнивают круго¬вые и столбчатые диаграммы. Строят график, отражающий динамику собственной успеваемости.

Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

9/9 Урок практикум 1  

10/10

11/11  Математическое моделирование 2   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Знакомятся с методом моделирования. На примере модели «хищник-жертва» разбирают возможности математического моделирования (прогнозирование изменения численности жи¬вотных).

Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

12/12

13/13 Научный метод. Гипотезы и теории 2   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Получают представле¬ния об общих принципах научного исследования. Сравнивают методы индукции и дедукции.

Знакомятся с концепцией фальсификационизма Карла Поппера и с концепцией Томаса Куна. Приводят примеры научных революций в разных науках.

Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

14/14  Естествознание и другие способы человеческого познания 1   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Объясняют роль есте-ствознания в формировании научного мировоззрения. Рассматривают значение естественных и гуманитарных наук для развития цивилизации, их соотношение и взаимодействие.

Характеризуют искусство и религию как иные способы познания мира. Определя¬ют критерии псевдонауки. Оценивают роль науки в жизни отдельного человека и общества в целом.

Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

 МИР, КОТОРЫЙ МЫ ОЩУЩАЕМ  33  

1/15

Пространство, время, материя. Пространство и расстояние 1   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Знакомятся с триеди¬ной картиной мира. Устанавливают взаимосвязь между пространством, временем, материей. Оценивают расстояние до известных объектов, используя понятия дли¬тельности и массы. Сравнивают системы координат.

2/16 Пространство и расстояние 1   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Анализируют сущность времени. Знакомятся с историей измерения времени. В ходе практической работы сравнивают субъективную и объективную протяженность времени. Характеризуют солнечные часы как одно из первых устройств, позволяющих определять время. Сравнивают различные конструкции часов, позволяющие измерять время незави¬симо от времени суток и погоды. Определяют преимущества современного эталона секунды. Конструируют водяные часы и оценивают точность собственных часов. Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

3/17

Время и длительность.  1  

4/18 Измерение времени. Часы 1  

5/19 Движение 1   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Сравнивают равно¬мерное и равноускоренное движение. Применяют модель материальной точки к реальным движущимся объектам.

Раскрывают значение средней и мгновенной скорости. Характеризуют вектор скорости. Экспериментально исследуют равноускоренное движение (опыт Гали¬лея).

Раскрывают смысл принципа относительности движения Г. Галилея. Объясняют характер инерциальной системы и приводят примеры таких систем.

Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

6/20 Относительное движение 1  

7/21 Инерциальная система 1  

8/22 Сила, масса, ускорение. 1   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Повторяют первый и второй законы Ньютона. Объясняют, почему первый закон Ньютона известен как закон инерции. Анализируют формулу второго закона Ньютона с целью углубления

представлений о зависимости, содержащихся в этом законе. Объясняют, по¬чему массу считают мерой инерции. Выполняют задания к рисункам параг¬рафа.

Формулируют закон всемирного тяготения и раскрывают его значение. Объясня¬ют процессы, происходящие в природе, на основе закона всемирного тяготения. Формулируют третий закон Ньютона и закон сохранения импульса. Характеризуют закон сохранения импульса как следствие из законов Ньютона. Сравнивают упру¬гое и неупругое столкновения.

Объясняют принцип реактивного движения. Приводят примеры использования реактивного движения в природе и в современных технических устройствах. Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

9/23 Закон всемирного тяготения 1  

10/24 Третий закон Ньютона. 1  

11/25 Импульс и его сохранения. 1  

12/26  Криволинейное вращательное движение 1    Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Знакомятся с физи-ческими основами вращательного движения. Описывают центростремительную и центробежную силы. Характеризуют вращательное движение при помощи ли¬нейной и угловой скорости.

Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

13/27 Периодическое движение. Вращение 1    Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Приводят примеры периодических процессов в природе и технике.

14/28 Колебания 1   Рассматривают колебательные движения на примере маятников. Описывают колебания математического

15/29 Свободные и вынужденные колебания. 1   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Сравнивают свобод¬ные и вынужденные колебания.

16/30 Резонанс 1    Объясняют, в чем заключается явление резо¬нанса. Приводят примеры полезных и вредных проявлений резонанса.

Вычисляют период колебания математического маятника. Изучают особенности колебания математического маятника.

Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

17/31 Волны 1    Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Различают продольные и поперечные волны. Описывают механизм образования волн. Называют основ¬ные физические характеристики волн.

Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

18/32 Звук 1   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Описывают звук как пример механических колебаний. Называют диапазон частот звуковых волн. Срав-нивают тоны и обертоны.

Знакомятся со значением тембра музыкального инструмента в искусстве. Раскры¬вают значение консонанса и диссонанса в музыкальных произведениях.

Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

19/33 Контрольная работа №1 1   Применеие знаний

20/34  Электростатическое взаимодействие 1   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Знакомятся с историей изучения электричества. Формулируют закон Кулона. Наблюдают явления элек-тризации тел при соприкосновении.

Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

21/35 Физические поля 1   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характеризуют физиче-ские поля как один из видов материи.

Называют четыре вида фундаментальных взаимодействий. Сравнивают гравитаци¬онные и электростатические поля.

Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

22/36  Движение электрических зарядов 1   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Объясняют деление веществ на проводники и диэлектрики на основе знаний о строении атома. Формулируют закон Ома. Объясняют принцип действия источников питания. Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

23/37 Электромагнитное поле 1   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Знакомятся с исто¬рией открытия магнетизма. Описывают явление электромагнитной индукции. Объясняют деление веществ на ферромагнетики, парамагнетики и диамагнетики

24/38 Урок практикум 1   Проводят опыты с компасом.

Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

25/39 Электромагнитные волны 1   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Обсуждают значе¬ние работ Дж. К. Максвелла и Г. Герца для создания теории электромагнитных волн.

Объясняют, с какой целью было введено понятие «мировой эфир».

Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

26/40 Виды электромагнитных волн 1   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характеризуют части спектра электромагнитного излучения. Приводят примеры использования волн различной длины и частоты человеком.

Оценивают положительное и негативное влияние электромагнитного излучения на организм человека.

Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

27/41 Урок практикум 1   Применеие знаний

28/42  Общие свойства волн 1   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характеризуют явления интерференции и дифракции.

Описывают эффект Доплера и объясняют его причины. Приводят примеры наблю¬дения эффекта Доплера в природе и его практического использования.

Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

29/43  Потенциальная энергия. 1   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Сравнивают открытые, закрытые и изолированные системы.

Дают характеристику потенциальной энергии.

30/44 Кинетическая энергия 1   Устанавливают взаимосвязь потен¬циальной и кинетической энергии.

Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

31/45 Трение и сопротивление среды 1   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Приводят примеры перехода механической энергии в тепловую. Сравнивают трение качения и трение скольжения. Наблюдают за характером движения предмета по наклонной плоско¬сти в зависимости от типа покрытия и массы предмета.

Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

32/46 Законы сохранения в природе 1   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Знакомятся с попыт¬ками опровергнуть закон сохранения энергии. Характеризуют различные виды энергии.

Описывают закон сохранения зарядов и закон сохранения момента количества движения. Объясняют несостоятельность вечных двигателей первого рода. Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

33/47  

Контрольная работа №2 1   Применеие знаний

ОБЪЕКТЫ И ЗАКОНЫ МИКРОМИРА  14  

1/48 Миры, о которых мы знаем 1   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Определяют строение природы, ее компонентов. Разделяют объекты микромира, макромира и мегамира. Знакомятся с историей создания микроскопа и телескопа. Оценивают технические возможности современных световых и электронных микроскопов.

Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

2/49  Атомы, история изучения: от Демокрита до Томсона 1    Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Обсуждают основные этапы изучения атомов. Изображают схематично модель атома Дж. Дж. Томсона. Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

3/50  Открытие радиоактивности и модель атома Резерфорда 1   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характеризуют зна¬чение работ А.А. Беккереля, супругов Кюри, Э. Резерфорда. Сравнивают альфа-, бета- и гамма-излучение. Описывают планетарную модель строения атома Резер¬форда и изображают ее схематично.

Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

4/51 Свет Корпускулярная теория света 1   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Понимают, каким образом соотносятся корпускулярные и волновые свойства объектов, объясняют корпускулярно-волновую природу света.

5/52 Волно¬вая теория света. Интерференция. Поляризация 1    Объясняют причины интерференции и поляризации света. Оценивают значение открытия М. Планка.

Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

6/53 Фотоэффект 1   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Знакомятся с работами Г. Герца и А. Г. Столетова. Характеризуют явление фотоэффекта. Раскрывают зна-чение фотоэффекта в понимании устройства мира.

Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

7/54 Спектры поглощения и отражения. Спектры сплошные ил инейчатые Спек¬тральный анализ 1   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Сравнивают и характе-ризуют спектры поглощения и отражения; сплошные и линейчатые. Раскрывают значение спектрального анализа

8/55  Практическую работа: “Разложение света” 1   Выполняют практическую работу «Разложение света».

9/56 Атомная модель Бора 1    Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Определяют преимуще-ства модели атома Бора по сравнению с моделью Резерфорда. Раскрывают смысл явления квантового скачка. Объясняют причины изменения цвета вещества при нагревании.

Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

10/57 Корпускулярно-волновой дуализм. 1   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характеризуют корпу-скулярно-волновой дуализм как свойство, присущее всем объектам микромира. Знакомятся с принципом неопределенности Гейзенберга и принципом дополни¬тельности Бора.

Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

11/58 Принцип неопределенности. Принцип дополнительности 1  

12/59 Современные представления о строении атома 1   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Описывают строение ядра атома. Приводят примеры изотопов, объясняют причины их существования. Раскрывают значение использования методов с применением «меченых атомов». Описывают сильное и слабое взаимодействия.

Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

13/60 Ядерный распад и элементарные частицы 1  

14/61 Контрольная работа №3 1   Применеие знаний

Химические элементы и вещества 16  

1/62 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева 1   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Прогнозируют свой¬ства химических элементов и их соединений на основе Периодической системы Д. И. Менделеева. Распознают характерные признаки химического элемента. По-нимают суть Периодического закона и расположения элементов в Периодической таблице. Конструируют Периодическую таблицу химических элементов с исполь-зованием карточек.

Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

2/63 Строение атома. Свойства химических элементов. Орбитали, энергетические уровни, подуровни 1   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Рисуют электронное ядерное строение атомов водорода, гелия, углерода. Объясняют зависимость хи-мических свойств атомов от числа электронов на внешних уровнях электронной оболочки. Сравнивают процессы окисления и восстановления.

Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

3/64  Окисление, вос-становление. Анионы, катионы. Элек¬тролиты 1  

4/65 Валентность. Химическая связь 1   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Объясняют связь рас-положения электронов на орбиталях с валентностью атома. Определяют типы хи¬мической связи в соединениях. Сравнивают типы химической связи, определяют их особенности.

Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

5/66 Химические реакции 1   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Приводят примеры каждого типа химической реакции. Определяют тип химической реакции. Состав-ляют уравнения реакции.

Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

6/67 Урок практикум    

7/68 Скорость и энергия химических реакций 1    Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Выделяют основные факторы, влияющие на скорость химической реакции, а также методы смещения химического равновесия.

8/69 Строение и свойства неорганических веществ.

Кислоты и основания 1    Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Формулируют различия между неорганическими и органическими веществами. Характеризуют простые неорганические вещества (металлы и неметаллы). Классифицируют соединение на основании данных о строении его молекулы как обладающее основными или кислотными свойствами.

Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

9/70 Соли и их применение 1   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Описывают примене¬ние электролиза. Приводят примеры использования солей в промышленности и сельском хозяйстве.

Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

10/71 Строение и свойства органических веществ 1    Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Рассматривают принци¬пы строения углеводородов, углеводов, спиртов и органических кислот. Составля-ют структурные формулы различных органических соединений.

Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

11/72 Циклические органические соединения 1   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Сравнивают особенно¬сти строения различных циклических органических соединений. Приводят приме¬ры использования циклических органических соединений.

Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

12/73 Высокомолекулярные соединения 1   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Сравнивают гомо- и гетерополимеры. Знакомятся с историей исследования полимеров. Рассказывают о получении и использовании синтетических полимеров.

Приводят примеры использования полимеров на основе личного опыта. Готовят сообщение об использовании полимеров в современном обществе. Участвуют в дискуссии об искусственных полимерах.

Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

13/74 Пратическая работа:Получение и использование син-тетических полимеров 1  

14/75 Соединения, необходимые для существования жизни: нуклеиновые кислоты, полисахариды, белки, липиды 1   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характеризуют основ¬ные категории органических соединений, входящих в состав живых организмов, как на уровне мономеров (моно- и дисахариды, нуклеотиды, аминокислоты), так и на уровне полимеров (полисахариды, нуклеиновые кислоты, белки). Раскрывают значение ДНК, РНК, углеводов, белков, липидов как соединений, необходимых для существования жизни. Воздействуют на белок яйца различными физическими и химическими агентами, наблюдают за происходящим и делают выводы.

Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

15/76 Урок практикум 1  

16/78 Контрольная работа №4 1   Применеие знаний

ЗЕМЛЯ И ВСЕЛЕННАЯ  12  

1/79 Как и что мы видим во Вселенной 1   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Знакомятся с кон¬цепцией небесной сферы. Учатся ориентироваться в звездном небе. Используя наглядный материал, знакомятся с основными созвездиями Северного полушария. Составляют памятку «Как ориентироваться на местности по звездам».

Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

2/80 Урок практикум 1  

3/81 Как исследуют Вселенную 1    Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Знакомятся с историей исследования Вселенной. Используя наглядный материал, описывают возможно¬сти наземных и космических телескопов. Объясняют преимущества расположения современных телескопов на спутниках. Делают выводы об использовании спек¬трального анализа для изучения космических объектов. Анализируют основные единицы измерения Вселенной.

Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

4/82 Земля и ее вращение 1    Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Ориентируются в существовавших моделях Солнечной системы, выделяют в них правильные и не¬правильные постулаты. Формулируют основные положения о движении Земли. Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

5/83 Земля и ее строение 1   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Представляют строение Земли. Выделяют ключевые параметры планеты Земля, отличающие ее от других планет Солнечной системы. Объясняют причины вулканической деятельности и землетрясений.

Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

6/84 Строение Солнечной системы. Плане¬ты Солнечной системы. 1   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Формируют представ-ление о строении Солнечной системы, выделяют основные категории планет, их характеристики и взаимное расположение. Сравнивают планеты земной группы; планеты-гиганты.

7/85 Планеты зем¬ной группы, газовые гиганты. Малые тела солнечной тсистемы 1  

8/86 Звезды, галактики, метагалактика 1   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Ориентируются в со-временном представлении о строении Вселенной. Выделяют отдельные структуры Вселенной различного масштаба: от галактик до планет. Формируют представле¬ния о черной материи и особенностях черных дыр.

Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

9/87  Пульсары, квазары, сверхновые. Галактики. 1  

10/88  Возникновение и эволюция Вселенной 1   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Сравнивают различ¬ные теории возникновения Вселенной, определять их достоинства и недостатки. Приводят доказательства расширения Вселенной. Описывают гипотезу Большого взрыва. Излагают основные положения современной гипотезы о формировании Солнечной системы.

Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

11/89 Скорость света 1   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Знакомятся с основны¬ми работами по измерению скорости света. Объясняют особенности эксперимента Майкельсона—Морли.

Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

12/90 Основы теории относительности 1   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Знакомятся с основами теории относительности.

Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

СИСТЕМЫ И ИХ ИССЛЕДОВАНИЯ  10  

1/91 Хаос и закономерность 1   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Сравнивают порядок и хаос как крайнюю степень беспорядка. Приводят примеры статистических закономерностей в общественной жизни, в производственных или финансовых процессах.

Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

2/92 Симметрия 1   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Описывают симметрию как один из видов проявления порядка в природе. Сравнивают радиальную и дву¬стороннюю симметрию. Объясняют, с чем связано возникновение двусторонней симметрии в животном мире. Описывают оптические изомеры.

Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

3/93 Системы и системный подход 1   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Сравнивают два науч¬ных подхода к изучению объектов: элементаризм и холизм. Выявляют преимуще¬ства системного подхода. Объясняют особенности внешних и внутренних систем. Характеризуют кибернетику как науку об общих закономерностях процессов управления в различных системах.

Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

4/94 Урок практикум 1  

5/95 Методы исследования систем 1   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Знакомятся с основ¬ными методами исследования систем. Приводят примеры различных типов обрат¬ной связи. Создают организованные графы с обозначением типов связей между элементами.

Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

6/96 Вероятность 1   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Оценивают вероятности событий. Определяют взаимосвязь между понятиями «вероятность» и «риск». Ра-ботают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

7/97 Урок практикум Вероятность 1  

8/98

9/99 Условная вероятность и случайные процессы 2   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Оценивают вероятности наступления нескольких независимых событий.

Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

10/100 Статистические методы в естествен¬ных и гуманитарных науках 1   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Определяют важность использования статистики и ее методов для выявления свойств целого на осно¬вании поведения его частей или элементов. Рассматривают различные примеры использования статистических методов в гуманитарных и естественных науках. Работают с иллюстрациями учебника и с электронной формой учебника

101 Повторение 1   Обобщение материала

102 Контрольная работа №5 (итоговая0 1   Применеие знаний