Рабочая программа 9 класс |
м
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 28
с углубленным изучением отдельных предметов имени А.А.Угарова»
СОГЛАСОВАНО руководитель МО учителей технологии МБОУ «СОШ № 28 с УИОП имени А.А.Угарова» Протокол №
|
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 28 с УИОП имени А.А.Угарова» _____ от. .
|
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета МБОУ «СОШ № 28 с УИОП имени А.А.Угарова» Протокол № .
|
УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ «СОШ № 28 с УИОП имени А.А.Угарова» ______Марчукова Г.В. Приказ
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «Физика»
9 класс (базовый уровень)
Старый Оскол
2012
Пояснительная записка
Рабочая программа для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике, утвержденным в 2004 году.
За основу взята авторская программа Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2008.
Изучение физики направлено на достижение следующихцелей:
- освоение знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлений; величинах характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
Основныезадачиданной рабочей программы:
- сформировать умения проводить наблюдения природных явлений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.
- научить использовать полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
При составлении тематического планирования рабочей программы в авторскую программу внесены изменения:
Для закрепления изученного материала в разделы «Механические колебания и волны», «Строение атома и атомного ядра» из обобщающего повторения добавлено по одному часу на решение задач, в связи с большим объемом теоретического материала.
В связи с отсутствием прибора для изучения движения тел, лабораторная работа № 2 «Определение ускорения свободного падения» переносится из раздела «Законы взаимодействия и движения тел» и проводится в разделе «Механические колебания и волны».
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
- Пёрышкин, А.В. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник.- М.: Дрофа, 2004-2008 гг.
- Минькова, Р.Д. Рабочая тетрадь по физике к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс» / Р.Д. Минькова. – М.: Экзамен, 2006.
- Громцева, О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс»/О.И. Громцева. -М.: Издательство Экзамен, 2010.-159 с.
Согласно базисному учебному плану рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Из них:
контрольные работы – 5 часов;
фронтальные лабораторные работы – 6 часов.
При организации учебного процесса используется следующая система уроков:
Урок – лекция -излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы.
Урок – исследование -на урокеучащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.
Комбинированный урок- предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок – игра -на основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Урок решения задач -вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.
Урок – тест -тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.
Урок – самостоятельная работа - предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок – контрольная работа -урок проверки, оценки и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.
Урок – лабораторная работа- проводится с целью комплексного применения знаний.
Требования к уровню подготовки учащихся
Ученик должен знать/понимать:
• смысл понятий:физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
- смысл физических величин:путь, скорость, ускорение, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;
- смысл физических законов:Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения электрического заряда;
уметь
описывать и объяснять физические явления:равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин:расстояния, промежутка времени, силы;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости:пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний омеханических, электромагнитных и квантовых явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информацииестественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:
- обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
- оценки безопасности радиационного фона.
Содержание программы
9 класс (68 ч, 2 ч в неделю)
1. Законы взаимодействия и движения тел(26 ч)
Материальная точка. Система отсчета.
Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.
Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.
Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.
Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.
Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона.
Свободное падение. Вес тела. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения. Искусственные спутники Земли.
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения энергии.
Фронтальные лабораторные работы
- Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
2. Механические колебания и волны. Звук (11 ч)
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Гармонические колебания.
Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.
Распространение колебаний в упругих средах. Механические волны. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).
Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс. Интерференция звука.
Фронтальные лабораторные работы
- Измерение ускорения свободного падения.
- Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.
3. Электромагнитное поле(17ч)
Однородное и неоднородное магнитное поле.
Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.
Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.
Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.
Интерференция света. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
Фронтальные лабораторные работы
- Изучение явления электромагнитной индукции.
4. Строение атома и атомного ядра (12 ч)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения.
Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.
Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.
Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.
Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правило смещения для альфа- и бета-распада. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.
Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.
Фронтальные лабораторные работы
- Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
[Обобщающее повторение курса физики 7—9 классов (2 ч)]
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Наименование раздела и тем |
Часы учебного време ни |
Плано вые сроки прохождения |
Примеча ние |
|
1.Законы движения и взаимодействия тел. |
26 |
|
|
1 |
Материальная точка. Система отсчёта. Перемещение. |
1 |
|
|
2 |
Скорость прямолинейного равномерного движения. |
1 |
|
|
3 |
Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. |
1 |
|
|
4 |
Скорость прямолинейного равноускоренного движения. |
1 |
|
|
5 |
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. |
1 |
|
|
6 |
Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. |
1 |
|
|
7 |
Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелеоцентрическая системы мира. |
1 |
|
|
8
|
Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» |
1 |
|
|
9 |
Решение задач по теме «Основы кинематики». |
1 |
|
|
10 |
Контрольная работа № 1 по теме «Основы кинематики» |
1 |
|
|
11 |
Инерциальная система отсчёта. Первый закон Ньютона. |
1 |
|
|
12 |
Второй закон Ньютона. |
1 |
|
|
13 |
Третий закон Ньютона. |
1 |
|
|
14 |
Решение задач на законы Ньютона. |
1 |
|
Подготовка к ГИА, вариант 802, часть А и В |
15 |
Свободное падение тел. Ускорение свободного падения. |
1 |
|
|
16 |
Вес тела. Невесомость. |
1 |
|
|
17 |
Закон всемирного тяготения. |
1 |
|
|
18 |
Решение задач на свободное падение тел. |
1 |
|
|
19 |
Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения. |
1 |
|
|
20 |
Искусственные спутники Земли. |
1 |
|
|
21 |
Импульс тела. |
1 |
|
|
22 |
Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Ракеты. |
1 |
|
|
23 |
Кинетическая энергия. Потенциальная энергия тел. |
1 |
|
|
24 |
Закон сохранения энергии. |
1 |
|
|
25
|
Решение задач по теме «Основы динамики». |
3 |
|
Подготовка к ГИА, вариант 804 часть Аи В |
26 |
Контрольная работа №2 «Основы динамики». |
1 |
|
|
|
2.Механические колебания и волны. Звук. |
11 |
|
|
27 |
Колебательное движение. Свободные колебания. Колебание груза на пружине. Колебательные системы. Маятник. |
1 |
|
|
28 |
Величины, характеризующие колебательное движение: амплитуда, период, частота колебаний. Гармонические колебания. |
1 |
|
|
29 |
Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. |
1 |
|
|
30 |
Лабораторная работа № 2 «Измерение ускорения свободного падения» |
1 |
|
|
31 |
Лабораторная работа № 3«Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити». |
1 |
|
|
32 |
Распространение колебаний в упругих средах. Механические волны. Поперечные и продольные волны. |
1 |
|
|
33 |
Длина волны. Скорость распространения волн. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). |
1 |
|
|
34 |
Источники звука. Звуковые колебания. |
1 |
|
|
35 |
Высота и тембр звука. Громкость звука. Распространение звука. Звуковые волны. |
1 |
|
|
36 |
Эхо. Звуковой резонанс. Интерференция звука. |
1 |
|
Подготовка к ГИА, вариант 814 часть А и В |
37 |
Контрольная работа № 3 «Механические колебания и волны. Звук». |
1 |
|
|
|
3.Электромагнитное поле. |
17 |
|
|
38 |
Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. |
1 |
|
|
39 |
Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. |
1 |
|
|
40 |
Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. |
1 |
|
|
41 |
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. |
1 |
|
|
42 |
Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. |
1 |
|
|
43 |
Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. |
1 |
|
|
44 |
Лабораторная работа № 4«Изучение явления электромагнитной индукции» |
1 |
|
|
45 |
Переменный электрический ток. Генератор переменного тока. Преобразование энергии в электрогенераторах. |
1 |
|
|
46 |
Трансформатор. Передача электроэнергии на расстояние. |
1 |
|
|
47 |
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. |
1 |
|
|
48 |
Шкала электромагнитных излучений. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. |
1 |
|
|
49 |
Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. |
1 |
|
|
50 |
Принципы радиосвязи и телевидения |
1 |
|
Подготовка к ГИА, вариант 815 часть А и В |
51 |
Интерференция света. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления |
1 |
|
|
52 |
Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. |
1 |
|
|
53 |
Решение задач по теме «Электромагнитное поле». |
1 |
|
|
54 |
Контрольная работа № 4 «Электромагнитное поле». |
1 |
|
|
|
4. Строение атома и атомного ядра. |
12 |
|
|
55 |
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма- излучения. |
1 |
|
|
56 |
Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. |
1 |
|
|
57 |
Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Правила смещения при α- и β-распадах. |
|
|
|
58 |
Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. |
1 |
|
|
59 |
Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. |
1 |
|
|
60 |
Ядерные силы. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана.Цепная реакция. |
1 |
|
|
61 |
Ядерный реактор. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. |
1 |
|
|
62 |
Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. |
1 |
|
|
63 |
Лабораторная работа № 5 «Изучение деления ядра атома урана по фотографиям треков» |
1 |
|
|
64 |
Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд. |
1 |
|
|
65 |
Лабораторная работа № 6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» |
1 |
|
|
66 |
Контрольная работа № 5 «Строение атома и атомного ядра». |
1 |
|
|