Программы

Рабочая программа 9 класс

Оформить заказ

м

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28

с углубленным изучением отдельных предметов имени А.А.Угарова»

 

СОГЛАСОВАНО

руководитель МО учителей   технологии МБОУ «СОШ № 28 с УИОП имени А.А.Угарова»

Протокол №

 

 

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 28 с УИОП имени А.А.Угарова»

_____

от.

.

 

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета МБОУ «СОШ № 28 с УИОП имени А.А.Угарова»

Протокол №

.

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

директор

МБОУ «СОШ № 28 с УИОП имени А.А.Угарова»

______Марчукова Г.В.

Приказ

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу «Физика»

9 класс (базовый уровень)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Старый Оскол

 

2012

Пояснительная записка

 

         Рабочая программа для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике, утвержденным в 2004 году.

           За основу взята авторская программа Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2008.

         Изучение физики направлено на достижение следующихцелей:

  • освоение знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлений; величинах характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.

         Основныезадачиданной рабочей программы:

  • сформировать умения проводить наблюдения природных явлений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.
  • научить использовать полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

         При составлении тематического планирования рабочей программы в авторскую программу внесены изменения:

         Для закрепления изученного материала в разделы «Механические колебания и волны», «Строение атома и атомного ядра» из обобщающего повторения добавлено по одному часу на решение задач, в связи с большим объемом теоретического материала.

В связи с отсутствием прибора для изучения движения тел, лабораторная работа № 2 «Определение ускорения свободного падения» переносится из раздела «Законы взаимодействия и движения тел» и проводится в разделе «Механические колебания и волны».

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

  1. Пёрышкин, А.В. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник.-   М.: Дрофа, 2004-2008 гг.
  2. Минькова, Р.Д. Рабочая тетрадь по физике к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс» / Р.Д. Минькова. – М.: Экзамен, 2006.
  3. Громцева, О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс»/О.И. Громцева. -М.: Издательство Экзамен, 2010.-159 с.

         Согласно базисному учебному плану рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.

         Из них:

                  контрольные работы – 5 часов;

                  фронтальные лабораторные работы – 6 часов.

         При организации учебного процесса используется следующая система уроков:

         Урок – лекция -излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы.

        Урок – исследование -на урокеучащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.

         Комбинированный урок- предполагает выполнение работ и заданий разного вида.        

         Урок – игра -на основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

         Урок решения задач -вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.

         Урок – тест -тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.

         Урок – самостоятельная работа -  предлагаются разные виды самостоятельных работ.

         Урок – контрольная работа -урок проверки, оценки и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.

       Урок – лабораторная работа- проводится с целью комплексного применения знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся

Ученик должен знать/понимать:

• смысл понятий:физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин:путь, скорость, ускорение, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;
  • смысл физических законов:Ньютона, всемир­ного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения электри­ческого заряда;

 

   уметь

описывать и объяснять физические явления:равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механиче­ские колебания и волны, действие магнитного по­ля на проводник с током, электромагнит­ную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин:расстояния, промежутка време­ни, силы;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости:пути от вре­мени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от си­лы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Междуна­родной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний омеханических, электромагнитных и квантовых явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
    • осуществлять самостоятельный поиск информацииестественно­научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графи­ков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспорт­ных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
  • оценки безопасности радиационного фона.

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

 

9 класс (68 ч, 2 ч в неделю)

 

1. Законы взаимодействия и движения тел(26 ч)

         Материальная точка. Система отсчета.

         Перемещение. Скорость прямолинейного равномер­ного движения.

         Прямолинейное равноускоренное движение: мгно­венная скорость, ускорение, перемещение.

         Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движе­нии.

         Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

         Инерциальная система отсчета. Первый, вто­рой и третий законы Ньютона.

         Свободное падение. Вес тела. Невесомость. Закон всемир­ного тяготения.         Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения. Искусственные спутники Земли.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактив­ное движение. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения энергии.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

 

2. Механические колебания и волны. Звук (11 ч)

         Колебательное движение. Колебания груза на пру­жине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колеба­ний. Гармонические колебания.

         Превращение энергии при колебательном движе­нии. Затухающие колебания. Вынужденные колеба­ния. Резонанс.

         Распространение колебаний в упругих средах. Механические волны. По­перечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и пе­риодом (частотой).

         Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс. Ин­терференция звука.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Измерение ускорения свободного падения.
  2. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

 

3. Электромагнитное поле(17ч)

         Однородное и неоднородное магнитное поле.

         Направление тока и направление линий его маг­нитного поля. Правило буравчика.

         Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

         Индукция магнитного поля. Магнитный по­ток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индук­ция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

         Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энер­гии на расстояние.

         Электромагнитное поле. Электромагнитные вол­ны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

         Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

         Интерференция света. Электромагнитная при­рода света. Преломление света. Показатель пре­ломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Изучение явления электромагнитной индук­ции.

 

4. Строение атома и атомного ядра (12 ч)

         Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения.

         Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

         Радиоактивные превращения атомных ядер. Со­хранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

         Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

         Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Пра­вило смещения для альфа- и бета-распада. Энер­гия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цеп­ная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

         Дозиметрия. Период полураспада. Закон ра­диоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

         Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Фронтальные лабораторные работы  

  1. Изучение деления ядра атома урана по фотог­рафии треков.

[Обобщающее повторение курса физики 7—9 классов (2 ч)]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы

учебного време ни

Плано вые сроки прохождения

Примеча ние

 

1.Законы движения и взаимодействия тел.

26

 

 

1

Материальная точка. Система отсчёта. Перемещение.

1

 

 

2

Скорость прямолинейного равномерного движения.

1

 

 

3

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

1

 

 

4

Скорость прямолинейного равноускоренного движения.

1

 

 

5

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

1

 

 

6

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.

1

 

 

7

Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелеоцентрическая системы мира.

1

 

 

8

 

Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

1

 

 

9

Решение задач по теме «Основы кинематики».

1

 

 

10

Контрольная работа № 1 по теме «Основы кинематики»

1

 

 

11

Инерциальная система отсчёта.

Первый закон Ньютона.

1

 

 

12

Второй закон Ньютона.

1

 

 

13

Третий закон Ньютона.

1

 

 

14

Решение задач на законы Ньютона.

1

 

Подготовка к ГИА, вариант   802, часть А и В

15

Свободное падение тел.

Ускорение свободного падения.

1

 

 

16

Вес тела. Невесомость.

1

 

 

17

Закон всемирного тяготения.

1

 

 

18

Решение задач на свободное падение тел.

1

 

 

19

Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения.

1

 

 

20

Искусственные спутники Земли.

1

 

 

21

Импульс тела.

1

 

 

22

Закон сохранения импульса.

Реактивное движение. Ракеты.

1

 

 

23

Кинетическая энергия. Потенциальная энергия тел.

1

 

 

24

Закон сохранения энергии.

1

 

 

25

 

Решение задач по теме «Основы динамики».

3

 

Подготовка к ГИА, вариант 804 часть Аи В

26

Контрольная работа №2 «Основы динамики».

1

 

 

 

2.Механические колебания и волны. Звук.

11

 

 

27

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебание груза на пружине. Колебательные системы. Маятник.

1

 

 

28

Величины, характеризующие колебательное движение: амплитуда, период, частота колебаний. Гармонические колебания.

1

 

 

29

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

1

 

 

30

Лабораторная работа № 2 «Измерение ускорения свободного падения»

1

 

 

31

Лабораторная работа № 3«Исследование зависимости периода и

частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити».

1

 

 

32

Распространение колебаний в упругих средах. Механические волны. Поперечные и продольные волны.

1

 

 

33

Длина волны. Скорость распространения волн. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).

1

 

 

34

Источники звука. Звуковые колебания.

1

 

 

35

Высота и тембр звука. Громкость звука. Распространение звука.

Звуковые волны.

1

 

 

36

Эхо. Звуковой резонанс. Интерференция звука.

1

 

Подготовка к ГИА, вариант 814 часть А и В

37

Контрольная работа № 3 «Механические колебания и волны. Звук».

1

 

 

 

3.Электромагнитное поле.

17

 

 

38

Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле.

1

 

 

39

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

1

 

 

40

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

1

 

 

41

Индукция магнитного поля. Магнитный поток.

1

 

 

42

Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция.

1

 

 

43

Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

1

 

 

44

Лабораторная работа № 4«Изучение явления электромагнитной индукции»

1

 

 

45

Переменный электрический ток. Генератор переменного тока. Преобразование энергии в электрогенераторах.

1

 

 

46

Трансформатор. Передача электроэнергии на расстояние.

1

 

 

47

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн.

1

 

 

48

Шкала электромагнитных излучений. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

1

 

 

49

Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.

1

 

 

50

Принципы радиосвязи и телевидения

1

 

Подготовка к ГИА, вариант 815 часть А и В

51

Интерференция света. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления

1

 

 

52

Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

1

 

 

53

Решение задач по теме «Электромагнитное поле».

1

 

 

54

Контрольная работа № 4

«Электромагнитное поле».

1

 

 

 

4. Строение атома и атомного ядра.

12

 

 

55

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма- излучения.

1

 

 

56

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

1

 

 

57

Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Правила смещения при α- и β-распадах.

 

 

 

58

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

1

 

 

59

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы.

1

 

 

60

Ядерные силы. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана.Цепная реакция.

1

 

 

61

Ядерный реактор. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

1

 

 

62

Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

1

 

 

63

Лабораторная работа № 5

«Изучение деления ядра атома урана по фотографиям треков»

1

 

 

64

Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

1

 

 

65

Лабораторная работа № 6

«Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

1

 

 

66

Контрольная работа № 5

«Строение атома и атомного ядра».

1