Программы

Рабочая программа 8 класс

 

Рабочая программа 8 класс

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основеФедерального компонента государственного стандартасреднего (полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 204 ч для обязательного изучения физики на базовом уровне в 7–9 классах (по 68 ч в каждом из расчета 2 ч в неделю). Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Реализация программы обеспечиваетсянормативными документами:

Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);

 

программа по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений  Авторы программы: Е.М. Гутник, А.В. Перышкин - М.: Дрофа, 2003;????

учебниками (включенными в Федеральный перечень):

  •       Перышкин А.В.Физика-7 – М.: Дрофа, 2005;
  •       Перышкин А.В.Физика-8 – М.: Дрофа, 2007;
  •       Перышкин А.В. Физика-9 – М.: Дрофа, 2009.

 

Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего   образования   направлено   на   достижение   следующих целей:

•освоение знанийо механических, тепловых, электромаг­нитных и квантовых явлениях; величинах, характеризу­ющих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

• овладение умениямипроводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюде­ний, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графи­ков и выявлять на этой основе эмпирические зависимо­сти; применять полученные знания для объяснения раз­нообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для реше­ния физических задач;

• развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приоб­ретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с ис­пользованием  информационных технологий;

• воспитаниеубежденности в возможности познания при­роды, в необходимости разумного использования дости­жений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общече­ловеческой культуры;

• применение полученных знаний и уменийдля решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природополь­зования и охраны окружающей среды.

Количество часов: всего-70 ч; в неделю-2 ч.
Контрольные работы-5
Лабораторные работы-10
Формы промежуточной аттестации: контрольные работы, самостоятельные работы, тестирование.

При организации учебного процесса используется следующая система уроков:

         Урок – лекция -излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы.

        Урок – исследование -на урокеучащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.

         Комбинированный урок- предполагает выполнение работ и заданий разного вида.        

         Урок – игра -на основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

         Урок решения задач -вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.

         Урок – тест -тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.

         Урок – самостоятельная работа -  предлагаются разные виды самостоятельных работ.

         Урок – контрольная работа -урок проверки, оценки  и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.

        Урок – лабораторная работа- проводится с целью комплексного применения знаний.

 

 

 

 

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

 

1. Владеть методами научного познания

1.1. Собирать установки для эксперимента по опи­санию, рисунку или схеме и проводить наблюдения изучаемых явлений.

1.2. Измерять: температуру,  массу, объем, силу (упругости, тяжести, трения скольжения), расстоя­ние, промежуток времени, силу тока, напряжение, плотность, период колебаний маятника, фокусное расстояние собирающей линзы.

1.3. Представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и выявлять эмпирические законо­мерности:

— изменения координаты тела от времени;

— силы упругости от удлинения пружины;

— силы тяжести от массы тела;

— силы тока в резисторе от напряжения;

— массы вещества от его объема;

— температуры тела от времени при теплообмене.

1.4.Объяснить результаты наблюдений и экспериментов:

— смену дня и ночи в системе отсчета, связанной с Землей, и в системе отсчета, связанной с Солнцем;

— большую сжимаемость газов;

— малую сжимаемость жидкостей и твердых тел;

— процессы испарения и плавления вещества;

— испарение жидкостей при любой температуре и ее охлаждение при испарении.

1.5. Применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений:

— положение тела при его движении под действи­ем силы;

— удлинение пружины под действием подвешен­ного груза;

— силу тока при заданном напряжении;

— значение температуры остывающей воды в за­данный момент времени.

2. Владеть основными понятиями и законами физики

2.1. Давать определения физических величин и формулировать физические законы.

2.2. Описывать:

— физические явления и процессы;

— изменения и преобразования энергии при ана­лизе: свободного падения тел, движения тел при на­личии трения, колебаний нитяного и пружинного маятников, нагревания проводников электрическим током, плавления и испарения вещества.

2.3. Вычислять:

— равнодействующую силу, используя второй за­кон Ньютона;

— импульс тела, если известны скорость тела и его масса;

— расстояние, на которое распространяется звук за определенное время при заданной скорости;

— кинетическую энергию тела при заданных мас­се и скорости;

— потенциальную энергию взаимодействия тела с Землей и силу тяжести при заданной массе тела;

— энергию, поглощаемую (выделяемую) при на­гревании (охлаждении) тел;

— энергию, выделяемую в проводнике при про­хождении электрического тока (при заданных силе тока и напряжении).

2.4. Строить изображение точки в плоском зерка­ле и собирающей линзе.

3. Воспринимать, перерабатывать и предъяв­лять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической)

3.1. Называть:

— источники электростатического и магнитного полей, способы их обнаружения;

— преобразования энергии в двигателях внутрен­него сгорания, электрогенераторах, электронагрева­тельных приборах

3.2. Приводить примеры:

— относительности скорости и траектории движе­ния одного и того же тела в разных системах отсчета;

— изменения скорости тел под действием силы;

— деформации тел при взаимодействии;

— проявления закона сохранения импульса в при­роде и технике;

— колебательных и волновых движений в природе и технике;

— экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых, атомных и гидро­электростанций ;

— опытов, подтверждающих основные положения молекулярно-кинетической теории.

3.3. Читать и пересказывать текст учебника.

3.4. Выделять главную мысль в прочитанном тексте.

3.5. Находить в прочитанном тексте ответы на поставленные вопросы.

3.6. Конспектировать прочитанный текст.

3.7. Определять:

— промежуточные значения величин по таблицам результатов измерений и построенным графикам;

— характер тепловых процессов: нагревание, ох­лаждение, плавление, кипение (по графикам измене­ния температуры тела со временем);

— сопротивление металлического проводника (по графику зависимости силы тока от напряжения);

— период, амплитуду и частоту (по графику коле­баний);

— по графику зависимости координаты от време­ни: координату времени в заданный момент времени; промежутки времени, в течение которых тело двига­лось с постоянной, увеличивающейся, уменьшающей­ся скоростью; промежутки времени действия силы.

3.8. Сравнивать сопротивления металлических проводников (больше—меньше) по графикам зависи­мости силы тока от напряжения

 

 

Содержание программы

1. Тепловые явления (13 ч)

         Тепловое движение.Термометр.Связь температу­ры тела со скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энер­гии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи.

         Количество теплоты. Удельная теплоемкость ве­щества.Удельная теплота сгорания топлива.

         Закон сохранения энергии в механических и теп­ловых процессах.

Фронтальные  лабораторные работы

 

1.     Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

2.     Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

 

2. Изменение агрегатных состояний вещества (12 ч)

         Плавление и отвердевание тел. Температура плав­ления.Удельная теплота плавления.

         Испарение и конденсация. Относительная влаж­ность воздуха и ее измерение.Психрометр.

         Кипение. Температура кипения.Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования.

         Объяснение изменений агрегатных состояний ве­щества на основе молекулярно-кинетических пред­ставлений.

         Преобразования энергии в тепловых машинах.Двигатель внутреннего сгорания. Паровая тур­бина. Холодильник. Экологические проблемы ис­пользования тепловых машин.

 

 

3. Электрические явления (28 ч)

         Электризация тел. Два рода электрических заря­дов.Проводники, диэлектрики и полупроводни­ки.Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда.

         Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

         Электрический ток.Гальванические элементы. Аккумуляторы.Электрическая цепь.Электриче­ский ток в металлах. Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы.Си­ла тока. Амперметр.

         Электрическое напряжение. Вольтметр.

         Электрическое сопротивление.

         Закон Ома для участка электрической цепи.

         Удельное сопротивление. Реостаты.Последова­тельное и параллельное соединения проводников.

         Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик элек­трической энергии. Лампа накаливания. Электрона­гревательные приборы. Расчет электроэнергии, по­требляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

Фронтальные  лабораторные работы

3.     Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.

4.     Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

5.     Регулирование силы тока реостатом.

6.     Исследование зависимости силы тока в провод­нике от напряжения на его концах при постоянном со­противлении. Измерение сопротивления проводника.

7.     Измерение работы и мощности электрического тока.

 

4. Электромагнитные явления (6 ч)

         Магнитное поле тока.Электромагниты и их применение.Постоянные магниты.Магнитное по­ле Земли.Действие магнитного поля на проводник с током.Электродвигатель. Динамик и микро­фон.

Фронтальные  лабораторные работы

8.     Сборка электромагнита и испытание его действия.

9.     Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).

 

5. Световые явления (9 ч)

         Источники света. Прямолинейное распростране­ние света.

         Отражения света. Закон отражения. Плоское зер­кало.

         Преломление света.

         Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптиче­ские приборы.

Фронтальные  лабораторные работы

10.                       Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.

 

 

 

 

                                                 Повторение (2ч)

 

 

 

 

 

 

Календарно - тематическое планирование

 

 

урока

 

 

Кол-во часов

Дата

Примечание

 

Тепловые явления    (13 часов)

1

 

 

1

Тепловое движение. Внутренняя энергия. Правила безопасности на уроках физики.

1

 

 

    2

Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии тела.

1

 

 

3

Теплопроводность.

1

 

 

 4

Конвекция. Излучение.

1

 

 

5

Примеры теплопередачи в природе и технике.

1

 

 

6

Количество теплоты. Единицы количества теплоты

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

1

 

 

 

 

11111111

 

 

7

 

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.

1

 

 

8

 

Лабораторная работа №1. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

1

 

 

 9

Удельная теплоемкость

1

 

 

    10

Лабораторная работа №2. Определение удельной теплоемкости твердого тела.

1

 

 

 11

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива.

1

 

 

   12

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

1

 

 

    13

 Контрольная работа №1 по теме «Количество теплоты. Энергия топлива».

1

 

 

 

Агрегатные состояния вещества. (12 ч.)

 

 

14

 

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел.

1

 

 

15

График плавления и отвердевания кристаллических тел.

1

 

 

16

Удельная теплота плавления.

1

 

 

17

Решение задач. Кратковременная контрольная работа №2 по теме «Нагревание и плавление кристаллических тел»

1

 

 

18

 

Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара

1

 

 

19

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.

1

 

 

20

Решение задач.

1

 

 

21

Влажность воздуха

1

 

 

22

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.

1

 

 

23

 

Паровая турбина. КПД теплового двигателя.

1

 

 

24

Решение задач.

1

 

 

25

Контрольная работа №3 по теме «Тепловые явления»

1

 

 

 

Электрические явления. (28 ч.)

 

26

Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел.

1

 

 

27

Электроскоп. Проводники и не­проводники электричества.

1

 

 

28

Электрическое поле. Делимость электрического заряда. Электрон.

1

 

 

29

Строение атомов.

1

 

 

30

Объяснение электрических явле­ний.  Кратковременная контрольная работа №4 по теме «Электрические явления»

1

 

 

31

Электрический ток. Источники электрического тока.

1

 

 

32

Электрическая цепь и ее состав­ные части. Электрический ток в металлах.

1

 

 

33

Действия электрического тока. Направление электрического тока.

1

 

 

34

Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока.

1

 

 

35

 

Лабораторная работа №3. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.

1

 

 

36

Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр

1

 

 

37

 

Лабораторная работа №4. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

1

 

 

38

 

Зависимость силы тока от напря­жения. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления

1

 

 

39

Закон Ома для участка цепи.

1

 

 

40

 

Расчет сопротивления проводни­ка. Удельное сопротивление.

1

 

 

41

Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения.

1

 

 

42

Реостаты. Лабораторная работа №5. Регулирование силы тока реостатом.

1

 

 

43

 

Лабораторная работа №6. Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.

1

 

 

44

Последовательное и параллельное соединение проводников.

1

 

 

45

Решение задач.

1

 

 

46

Контрольная работа №5 по теме «Закон Ома. Соединения проводников»

1

 

 

47

Работа и мощность электрического тока.

1

 

 

48

Лабораторная работа №7. Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.

1

 

 

49

Единицы работы электрического тока, применяемые в практике. Решение задач.

1

 

 

50

Нагревание проводников элек­трическим током. Закон Джоуля—Ленца.

1

 

 

51

Лампа накаливания. Электриче­ские нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители.

1

 

 

52

Решение задач.

1

 

 

53

Контрольная работа №6 по теме «Работа и мощность электрического тока»

1

 

 

 

 

Электромагнитные явления. (6 ч)

 

54

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.

1

 

 

55

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их при­менение.

1

 

 

56

Лабораторная работа №8. Сборка электромагнита и испытание его действия.

1

 

 

57

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.

1

 

 

58

Действие магнитного поля на проводник с током. Электриче­ский двигатель. Лабораторная работа №9. Изучение двигателя постоянного тока (на модели).

1

 

 

59

Контрольная работа №7 по теме «Магнитное поле»

1

 

 

 

Световые явления. (9 ч.)

 

60

Свет. Источники света. Распространение света.

1

 

 

61

Отражение света. Законы отражения света

1

 

 

62

Плоское зеркало. Зеркальное и рассеянное отра­жение.

1

 

 

63

Преломление света.

1

 

 

64

Линзы. Изображения, даваемые линзой.

1

 

 

65

Лабораторная работа №10. Получение изображений с помощью линзы.

1

 

 

66

 

Оптическая сила линзы. Способы измерения фокусного расстояния и оптической силы линзы.

1

 

 

67

Фотоаппарат. Глаз и прение. Близорукость и дальнозоркость. Очки.

1

 

 

68

Контрольная работа №8 по теме «Световые явления»

1

 

 

 

Итоговое повторение. (2 ч.)

 

 69

 70

Повторительно-обобщающий урок.

Повторительно-обобщающий урок.

1

 

1

 

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методические средства обучения

 

Основная литература

1.     Гутник Е.М., Перышкин А.В. Программа по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2003;

2.     Перышкин А.В.  Физике 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2003;

3.     Гутник Е. М., Рыбакова Е.В.  Тематическое и поурочное планирование по физике -8 класс . - М.: Дрофа, 2002;

4.     Лукашик В.И.  Сборник задач по физике 7-9 классы.- М.: Просвещение, 2005;

5.     Орлов В.А. Тематические тесты по физике, 7-8 классы. - М.: Просвещение, 2002.

 

Дополнительная литература

1.     Кирик Л.А. Физика 8 класс. Методические мате