Рабочая программа 8 класс |
Рабочая программа 8 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основеФедерального компонента государственного стандартасреднего (полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 204 ч для обязательного изучения физики на базовом уровне в 7–9 классах (по 68 ч в каждом из расчета 2 ч в неделю). Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Реализация программы обеспечиваетсянормативными документами:
Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);
программа по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений Авторы программы: Е.М. Гутник, А.В. Перышкин - М.: Дрофа, 2003;????
учебниками (включенными в Федеральный перечень):
- Перышкин А.В.Физика-7 – М.: Дрофа, 2005;
- Перышкин А.В.Физика-8 – М.: Дрофа, 2007;
- Перышкин А.В. Физика-9 – М.: Дрофа, 2009.
Цели изучения физики
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
•освоение знанийо механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
• овладение умениямипроводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
• развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
• воспитаниеубежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и уменийдля решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Количество часов: всего-70 ч; в неделю-2 ч.
Контрольные работы-5
Лабораторные работы-10
Формы промежуточной аттестации: контрольные работы, самостоятельные работы, тестирование.
При организации учебного процесса используется следующая система уроков:
Урок – лекция -излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы.
Урок – исследование -на урокеучащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.
Комбинированный урок- предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок – игра -на основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Урок решения задач -вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.
Урок – тест -тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.
Урок – самостоятельная работа - предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок – контрольная работа -урок проверки, оценки и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.
Урок – лабораторная работа- проводится с целью комплексного применения знаний.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
1. Владеть методами научного познания
1.1. Собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку или схеме и проводить наблюдения изучаемых явлений.
1.2. Измерять: температуру, массу, объем, силу (упругости, тяжести, трения скольжения), расстояние, промежуток времени, силу тока, напряжение, плотность, период колебаний маятника, фокусное расстояние собирающей линзы.
1.3. Представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и выявлять эмпирические закономерности:
— изменения координаты тела от времени;
— силы упругости от удлинения пружины;
— силы тяжести от массы тела;
— силы тока в резисторе от напряжения;
— массы вещества от его объема;
— температуры тела от времени при теплообмене.
1.4.Объяснить результаты наблюдений и экспериментов:
— смену дня и ночи в системе отсчета, связанной с Землей, и в системе отсчета, связанной с Солнцем;
— большую сжимаемость газов;
— малую сжимаемость жидкостей и твердых тел;
— процессы испарения и плавления вещества;
— испарение жидкостей при любой температуре и ее охлаждение при испарении.
1.5. Применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений:
— положение тела при его движении под действием силы;
— удлинение пружины под действием подвешенного груза;
— силу тока при заданном напряжении;
— значение температуры остывающей воды в заданный момент времени.
2. Владеть основными понятиями и законами физики
2.1. Давать определения физических величин и формулировать физические законы.
2.2. Описывать:
— физические явления и процессы;
— изменения и преобразования энергии при анализе: свободного падения тел, движения тел при наличии трения, колебаний нитяного и пружинного маятников, нагревания проводников электрическим током, плавления и испарения вещества.
2.3. Вычислять:
— равнодействующую силу, используя второй закон Ньютона;
— импульс тела, если известны скорость тела и его масса;
— расстояние, на которое распространяется звук за определенное время при заданной скорости;
— кинетическую энергию тела при заданных массе и скорости;
— потенциальную энергию взаимодействия тела с Землей и силу тяжести при заданной массе тела;
— энергию, поглощаемую (выделяемую) при нагревании (охлаждении) тел;
— энергию, выделяемую в проводнике при прохождении электрического тока (при заданных силе тока и напряжении).
2.4. Строить изображение точки в плоском зеркале и собирающей линзе.
3. Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической)
3.1. Называть:
— источники электростатического и магнитного полей, способы их обнаружения;
— преобразования энергии в двигателях внутреннего сгорания, электрогенераторах, электронагревательных приборах
3.2. Приводить примеры:
— относительности скорости и траектории движения одного и того же тела в разных системах отсчета;
— изменения скорости тел под действием силы;
— деформации тел при взаимодействии;
— проявления закона сохранения импульса в природе и технике;
— колебательных и волновых движений в природе и технике;
— экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых, атомных и гидроэлектростанций ;
— опытов, подтверждающих основные положения молекулярно-кинетической теории.
3.3. Читать и пересказывать текст учебника.
3.4. Выделять главную мысль в прочитанном тексте.
3.5. Находить в прочитанном тексте ответы на поставленные вопросы.
3.6. Конспектировать прочитанный текст.
3.7. Определять:
— промежуточные значения величин по таблицам результатов измерений и построенным графикам;
— характер тепловых процессов: нагревание, охлаждение, плавление, кипение (по графикам изменения температуры тела со временем);
— сопротивление металлического проводника (по графику зависимости силы тока от напряжения);
— период, амплитуду и частоту (по графику колебаний);
— по графику зависимости координаты от времени: координату времени в заданный момент времени; промежутки времени, в течение которых тело двигалось с постоянной, увеличивающейся, уменьшающейся скоростью; промежутки времени действия силы.
3.8. Сравнивать сопротивления металлических проводников (больше—меньше) по графикам зависимости силы тока от напряжения
Содержание программы
1. Тепловые явления (13 ч)
Тепловое движение.Термометр.Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи.
Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества.Удельная теплота сгорания топлива.
Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.
Фронтальные лабораторные работы
1. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
2. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
2. Изменение агрегатных состояний вещества (12 ч)
Плавление и отвердевание тел. Температура плавления.Удельная теплота плавления.
Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и ее измерение.Психрометр.
Кипение. Температура кипения.Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования.
Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений.
Преобразования энергии в тепловых машинах.Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. Экологические проблемы использования тепловых машин.
3. Электрические явления (28 ч)
Электризация тел. Два рода электрических зарядов.Проводники, диэлектрики и полупроводники.Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда.
Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов.
Электрический ток.Гальванические элементы. Аккумуляторы.Электрическая цепь.Электрический ток в металлах. Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы.Сила тока. Амперметр.
Электрическое напряжение. Вольтметр.
Электрическое сопротивление.
Закон Ома для участка электрической цепи.
Удельное сопротивление. Реостаты.Последовательное и параллельное соединения проводников.
Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик электрической энергии. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.
Фронтальные лабораторные работы
3. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
4. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
5. Регулирование силы тока реостатом.
6. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника.
7. Измерение работы и мощности электрического тока.
4. Электромагнитные явления (6 ч)
Магнитное поле тока.Электромагниты и их применение.Постоянные магниты.Магнитное поле Земли.Действие магнитного поля на проводник с током.Электродвигатель. Динамик и микрофон.
Фронтальные лабораторные работы
8. Сборка электромагнита и испытание его действия.
9. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
5. Световые явления (9 ч)
Источники света. Прямолинейное распространение света.
Отражения света. Закон отражения. Плоское зеркало.
Преломление света.
Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
Фронтальные лабораторные работы
10. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.
Повторение (2ч)
Календарно - тематическое планирование
№ урока
|
|
Кол-во часов |
Дата |
Примечание |
|
|
Тепловые явления (13 часов) |
1 |
|
|
|
1 |
Тепловое движение. Внутренняя энергия. Правила безопасности на уроках физики. |
1 |
|
|
|
2 |
Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии тела. |
1 |
|
|
|
3 |
Теплопроводность. |
1 |
|
|
|
4 |
Конвекция. Излучение. |
1 |
|
|
|
5 |
Примеры теплопередачи в природе и технике. |
1 |
|
|
|
6 |
Количество теплоты. Единицы количества теплоты |
1
1
11111111 |
|
|
|
7
|
Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. |
1 |
|
|
|
8
|
Лабораторная работа №1. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. |
1 |
|
|
|
9 |
Удельная теплоемкость |
1 |
|
|
|
10 |
Лабораторная работа №2. Определение удельной теплоемкости твердого тела. |
1 |
|
|
|
11 |
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива. |
1 |
|
|
|
12 |
Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. |
1 |
|
|
|
13 |
Контрольная работа №1 по теме «Количество теплоты. Энергия топлива». |
1 |
|
|
|
|
Агрегатные состояния вещества. (12 ч.) |
|
|
||
14
|
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. |
1 |
|
|
|
15 |
График плавления и отвердевания кристаллических тел. |
1 |
|
|
|
16 |
Удельная теплота плавления. |
1 |
|
|
|
17 |
Решение задач. Кратковременная контрольная работа №2 по теме «Нагревание и плавление кристаллических тел» |
1 |
|
|
|
18
|
Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара |
1 |
|
|
|
19 |
Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации. |
1 |
|
|
|
20 |
Решение задач. |
1 |
|
|
|
21 |
Влажность воздуха |
1 |
|
|
|
22 |
Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. |
1 |
|
|
|
23
|
Паровая турбина. КПД теплового двигателя. |
1 |
|
|
|
24 |
Решение задач. |
1 |
|
|
|
25 |
Контрольная работа №3 по теме «Тепловые явления» |
1 |
|
|
|
|
Электрические явления. (28 ч.) |
|
|||
26 |
Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел. |
1 |
|
|
|
27 |
Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. |
1 |
|
|
|
28 |
Электрическое поле. Делимость электрического заряда. Электрон. |
1 |
|
|
|
29 |
Строение атомов. |
1 |
|
|
|
30 |
Объяснение электрических явлений. Кратковременная контрольная работа №4 по теме «Электрические явления» |
1 |
|
|
|
31 |
Электрический ток. Источники электрического тока. |
1 |
|
|
|
32 |
Электрическая цепь и ее составные части. Электрический ток в металлах. |
1 |
|
|
|
33 |
Действия электрического тока. Направление электрического тока. |
1 |
|
|
|
34 |
Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока. |
1 |
|
|
|
35
|
Лабораторная работа №3. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках. |
1 |
|
|
|
36 |
Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр |
1 |
|
|
|
37
|
Лабораторная работа №4. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи. |
1 |
|
|
|
38
|
Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления |
1 |
|
|
|
39 |
Закон Ома для участка цепи. |
1 |
|
|
|
40
|
Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. |
1 |
|
|
|
41 |
Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения. |
1 |
|
|
|
42 |
Реостаты. Лабораторная работа №5. Регулирование силы тока реостатом. |
1 |
|
|
|
43
|
Лабораторная работа №6. Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра. |
1 |
|
|
|
44 |
Последовательное и параллельное соединение проводников. |
1 |
|
|
|
45 |
Решение задач. |
1 |
|
|
|
46 |
Контрольная работа №5 по теме «Закон Ома. Соединения проводников» |
1 |
|
|
|
47 |
Работа и мощность электрического тока. |
1 |
|
|
|
48 |
Лабораторная работа №7. Измерение мощности и работы тока в электрической лампе. |
1 |
|
|
|
49 |
Единицы работы электрического тока, применяемые в практике. Решение задач. |
1 |
|
|
|
50 |
Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля—Ленца. |
1 |
|
|
|
51 |
Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители. |
1 |
|
|
|
52 |
Решение задач. |
1 |
|
|
|
53 |
Контрольная работа №6 по теме «Работа и мощность электрического тока» |
1 |
|
|
|
|
Электромагнитные явления. (6 ч) |
|
|||
54 |
Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. |
1 |
|
|
|
55 |
Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. |
1 |
|
|
|
56 |
Лабораторная работа №8. Сборка электромагнита и испытание его действия. |
1 |
|
|
|
57 |
Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. |
1 |
|
|
|
58 |
Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. Лабораторная работа №9. Изучение двигателя постоянного тока (на модели). |
1 |
|
|
|
59 |
Контрольная работа №7 по теме «Магнитное поле» |
1 |
|
|
|
|
Световые явления. (9 ч.) |
|
|||
60 |
Свет. Источники света. Распространение света. |
1 |
|
|
|
61 |
Отражение света. Законы отражения света |
1 |
|
|
|
62 |
Плоское зеркало. Зеркальное и рассеянное отражение. |
1 |
|
|
|
63 |
Преломление света. |
1 |
|
|
|
64 |
Линзы. Изображения, даваемые линзой. |
1 |
|
|
|
65 |
Лабораторная работа №10. Получение изображений с помощью линзы. |
1 |
|
|
|
66
|
Оптическая сила линзы. Способы измерения фокусного расстояния и оптической силы линзы. |
1 |
|
|
|
67 |
Фотоаппарат. Глаз и прение. Близорукость и дальнозоркость. Очки. |
1 |
|
|
|
68 |
Контрольная работа №8 по теме «Световые явления» |
1 |
|
|
|
|
Итоговое повторение. (2 ч.) |
|
|||
69 70 |
Повторительно-обобщающий урок. Повторительно-обобщающий урок. |
1
1 |
|
|
|
Учебно-методические средства обучения
Основная литература
1. Гутник Е.М., Перышкин А.В. Программа по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2003;
2. Перышкин А.В. Физике 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2003;
3. Гутник Е. М., Рыбакова Е.В. Тематическое и поурочное планирование по физике -8 класс . - М.: Дрофа, 2002;
4. Лукашик В.И. Сборник задач по физике 7-9 классы.- М.: Просвещение, 2005;
5. Орлов В.А. Тематические тесты по физике, 7-8 классы. - М.: Просвещение, 2002.
Дополнительная литература
1. Кирик Л.А. Физика 8 класс. Методические мате