Программы

Программа ФГОС 7-9 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа по физике для 7—9-го классов ос­новной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результа­там основного общего образования, представленных в Феде­ральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. Данная программа входит в учебно-методический комплект по физике для учащихся 7—9-го классов (авторы JI. Э. Генденштейн и А. Б. Кайдалов).

Содержание программы основного общего образования обусловлено, во-первых, задачами развития, обучения и вос­питания учащихся, заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств; во-вторых, предметным содержанием системы общего сред­него образования; в-третьих, психологическими возрастными особенностями обучаемых.

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку с требованиями к результатам обучения; содержание курса с перечнем разделов с указанием числа часов, отводи­мого на их изучение; тематическое планирование с опреде­лением основных видов учебной деятельности школьников; рекомендации по оснащению учебного процесса; примерную программу внеурочной деятельности.

Цели и образовательные результаты представлены на лич­ностном, метапредметном и предметном уровнях.

Школьный курс физики — системообразующий для естест­венно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.

Программа по физике определяет цели изучения физики в основной школе, содержание тем курса, даёт примерное рас­пределение учебных часов по разделам курса, перечень реко­мендуемых демонстрационных экспериментов учителя, опы­тов и лабораторных работ, выполняемых учащимися, а также планируемые результаты обучения физике.

Цели изучения физики в основной школе следующие:

  • развитие интересов и способностей учащихся на основе пе­редачи им знаний и опыта познавательной и творческой де­ятельности;
  • усвоение учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
  • формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

Достижение этих целей обеспечивается решением следу­ющих задач:

  • знакомство учащихся с методом научного познания и ме­тодами исследования объектов и явлений природы;
  • приобретение учащимися знаний о механических, тепло­вых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
  • формирование у учащихся умения наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспери­ментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
  • овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспери­ментальной проверки;
  • понимание учащимися отличия научных данных от не­проверенной информации, ценности науки для удовлетворе­ния бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • развитость познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убеждённость в возможности познания природы, в необхо­димости разумного использования достижений науки и тех­нологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и прак­тических умений;
  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений друг к другу, учите­лю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

К метапредметным результатам обучения физике в основ­ной школе относятся:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения но­вых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, развитие умения предвидеть возможные результаты своих действий;
  • понимание различий между исходными фактами и гипоте­зами, выдвигаемыми для их объяснения, теоретическими мо­делями и реальными объектами; овладение универсальными учебными действиями: выдвижение гипотез для объяснения известных фактов, экспериментальная проверка выдвигае­мых гипотез, разработка теоретических моделей процессов или явлений;
  • формирование умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символи­ческой формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, вы­делять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познава­тельных задач;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушать собеседника, понять его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  • формирование умения работать в группе с выполнени­ем различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • знания о природе важнейших физических явлений окру­жающего мира и понимание смысла физических законов, рас­крывающих связь изученных явлений;
  • умение пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты изме­рений, представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между фи­зическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результа­тов измерений;
  • умение применять теоретические знания по физике на практике, в частности для решения физических задач;
  • умение применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, ре­шения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользова­ния и охраны окружающей среды;
  • формирование убеждённости в закономерной связи и по­знаваемости явлений природы, в объективности научного зна­ния, в высокой ценности науки для развития материальной и духовной культуры людей;
  • развитие теоретического мышления на основе формиро­вания умения устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выво­дить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
  • коммуникативные навыки, заключающиеся в умении до­кладывать результаты своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Частными предметными результатами обучения физике в основной школе, на которых основываются общие результа­ты, являются:

  • способность понять и объяснить такие физические явле­ния, как свободное падение тел, колебания нитяного и пру­жинного маятников, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел, процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или ра­боты внешних сил, электризация тел, нагревание проводни­ков электрическим током, электромагнитная индукция, от­ражение и преломление света, дисперсия света, линейчатый спектр излучения газов;
  • умение измерять расстояние, промежуток времени, ско­рость, ускорение, массу, силу, импульс, работу силы, мощ­ность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру, количество теплоты, удельную теплоёмкость ве­щества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воз­духа, силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;
  • овладение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройден­ного пути от времени; удлинения пружины от приложенной силы; силы тяжести от массы тела; силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давле­ния; силы Архимеда от объёма вытесненной жидкости; перио­да колебаний маятника от его длины; объёма газа от давления при постоянной температуре; силы тока на участке цепи от электрического напряжения; электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала; направления индукционного тока от условий его возбуждения; угла отражения от угла падения света;
  • понимание смысла основных физических законов и уме­ние применять их на практике: законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, за­кон сохранения импульса, закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля — Ленца;
  • понимание принципов действия машин, приборов и тех­нических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
  • овладение разнообразными способами выполнения расчё­тов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
  • умение использовать полученные знания, умения и навы­ки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

Ниже прилагаются основное содержание курса и темати­ческое планирование, рассчитанное на 2 и на 3 ч в неделю.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Физика и физические методы изучения природы

Физика — наука о природе. Наблюдение и описание фи­зических явлений. Измерение физических величин. Между­народная система единиц. Научный метод познания. Наука и техника.

Демонстрации

Наблюдение физических явлений: свободного падения тел, колебаний маятника, притяжения стального шара магнитом, свечения нити электрической лампы, электрической искры.

Механические явления Кинематика

Механическое движение. Траектория. Путь — скалярная величина. Скорость — векторная величина. Модуль вектора скорости. Равномерное прямолинейное движение. Относи­тельность механического движения. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.

Ускорение — векторная величина. Равноускоренное пря­молинейное движение. Графики зависимости пути и модуля скорости равноускоренного прямолинейного движения от вре­мени движения. Равномерное движение по окружности. Цен­тростремительное ускорение.

Демонстрации

  1. Равномерное прямолинейное движение.
  2. Зависимость траектории движения тела от выбора тела отсчёта.
  3. Свободное падение тел.
  4. Равноускоренное прямолинейное движение.
  5. Равномерное движение по окружности.

Динамика

Инерция. Инертность тел. Первый закон Ньютона. Взаи­модействие тел. Масса — скалярная величина. Плотность ве­щества. Сила — векторная величина. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Движение и силы.

Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Закон все­мирного тяготения. Центр тяжести.

Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условие плавания тел.

Условия равновесия твёрдого тела.

Демонстрации

  1. Явление инерции.
  2. Сравнение масс тел с помощью равноплечих весов.
  3. Сравнение масс двух тел по их ускорениям при взаи­модействии.
  4. Измерение силы по деформации пружины.
  5. Третий закон Ньютона.
  6. Свойства силы трения.
  7. Сложение сил.
  8. Явление невесомости.
  9. Равновесие тела, имеющего ось вращения.
  10. Барометр.
  11. Опыт с шаром Паскаля.
  12. Гидравлический пресс.
  13. Опыты с ведёрком Архимеда.

Законы сохранения импульса и механической энергии.

Механические колебания и волны

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движе­ние.

Кинетическая энергия. Работа. Потенциальная энергия. Мощность. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия (КПД). Возоб­новляемые источники энергии.

Механические колебания. Резонанс. Механические волны. Звук. Использование колебаний в технике.

Демонстрации

  1. Реактивное движение модели ракеты.
  2. Простые механизмы.
  3. Наблюдение колебаний тел.
  4. Наблюдение механических волн.
  5. Опыт с электрическим звонком, помещённым под коло­кол вакуумного насоса.

Строение и свойства вещества

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строе­ние вещества. Тепловое движение и взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твёрдых тел.

Демонстрации

  1. Диффузия в растворах и газах, в воде.
  2. Модель хаотического движения молекул газа.
  3. Модель броуновского движения.
  4. Сцепление твёрдых тел.
  5. Повышение давления воздуха при нагревании.
  6. Демонстрация образцов кристаллических тел.
  7. Демонстрация моделей строения кристаллических тел.
  8. Демонстрация расширения твёрдого тела при нагрева­нии.

Тепловые явления

Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воз­духа. Плавление и кристаллизация. Закон сохранения энер­гии в тепловых процессах.

Преобразования энергии в тепловых машинах. КПД тепло­вой машины. Экологические проблемы теплоэнергетики.

Демонстрации

  1. Принцип действия термометра.
  2. Теплопроводность различных материалов.
  3. Конвекция в жидкостях и газах.
  4. Теплопередача путём излучения.
  5. Явление испарения.
  6. Постоянство температуры кипения жидкости при по­стоянном давлении.
  7. Понижение температуры кипения жидкости при пони­жении давления.
  8. Наблюдение конденсации паров воды на стакане со льдом.

Электрические явления

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида элект­рических зарядов. Закон сохранения электрического заря­да. Электрическое поле. Напряжение. Конденсатор. Энергия электрического поля.

Постоянный электрический ток. Сила тока. Электриче­ское сопротивление. Электрическое напряжение. Проводни­ки, диэлектрики и полупроводники. Закон Ома для участка электрической цепи. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля — Ленца. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока.

Демонстрации

  1. Электризация тел.
  2. Два рода электрических зарядов.
  3. Устройство и действие электроскопа.
  4. Закон сохранения электрических зарядов.
  5. Проводники и изоляторы.
  6. Электростатическая индукция.
  7. Устройство конденсатора.
  8. Энергия электрического поля конденсатора.
  9. Источники постоянного тока.
  10. Измерение силы тока амперметром.
  11. Измерение напряжения вольтметром.
  12. Реостат и магазин сопротивлений.
  13. Свойства полупроводников.

Магнитные явления

Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнит­ное поле. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током.

Электродвигатель постоянного тока.

Электромагнитная индукция. Электрогенератор. Транс­форматор.

Демонстрации

  1. Опыт Эрстеда.
  2. Магнитное поле тока.
  3. Действие магнитного поля на проводник с током.
  4. Устройство электродвигателя.
  5. Электромагнитная индукция.
  6. Правило Ленца.
  7. Устройство генератора постоянного тока.
  8. Устройство генератора переменного тока.
  9. Устройство трансформатора.

Электромагнитные колебания и волны

Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Принципы радиосвязи и телевидения.

Свет — электромагнитная волна. Прямолинейное распро­странение света. Отражение и преломление света. Плоское зеркало. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила лин­зы. Оптические приборы. Дисперсия света.

Демонстрации

  1. Свойства электромагнитных волн.
  2. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.
  3. Принципы радиосвязи.
  4. Прямолинейное распространение света.
  5. Отражение света.
  6. Преломление света.
  7. Ход лучей в собирающей линзе.
  8. Ход лучей в рассеивающей линзе.
  9. Получение изображений с помощью линз.
  10. Принцип действия проекционного аппарата и фотоап­парата.
  11. Модель глаза.
  12. Дисперсия света. Разложение белого света призмой.
  13. Получение белого света при сложении света разных цветов.

Квантовые явления

Строение атома. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Линейчатые спектры. Атомное ядро. Состав атомного ядра. Ядерные силы. Дефект масс. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Методы регистрации ядер­ных излучений. Ядерные реакции. Ядерный реактор. Термо­ядерные реакции.


Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций.

Демонстрации

Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона.

Устройство и принцип действия счётчика ионизиру­ющих частиц.

Дозиметр.

Строение и эволюция Вселенной

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Фи­зическая природа небесных тел Солнечной системы. Проис­хождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звёзд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной.

Демонстрации

  1. Астрономические наблюдения.
  2. Знакомство с созвездиями и наблюдение суточного вра­щения звёздного неба.
  3. Наблюдение движения Луны, Солнца и планет относи­тельно звёзд.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС (70 ч / 105 ч)1

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне общеучебных действий)

ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ (7 ч / 10 ч)

Физические явления. Физика — наука о природе. Физические свойства тел.

Физические величины и их измерение. Физические приборы.

Измерение длины. Время как характеристика физи­ческих процессов. Измерение времени. Международ­ная система единиц. Погрешности измерений. Сред­нее арифметическое значение. Научный метод познания. Наблюдение, гипотеза и опыт по проверке гипотезы. Физический экспери­мент.

Физические методы изучения природы. Моделирование явлений и объектов природы. Науч­ные гипотезы. Физические законы. Физическая кар­тина мира.

Наука и техника. Физика и техника

Наблюдение и описание физических явлений. Участие в обсуждении явления падения тел на зем­лю. Высказывание предположения — гипотезы. Измерение расстояний и промежутков времени. Оп­ределение цены деления шкалы прибора. Участие в диспуте на темы «Возникновение и разви­тие науки о природе», «Физическая картина мира и альтернативные взгляды на мир»

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне общеучебных действий)

ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ (7 ч / 10 ч)

Физические явления. Физика — наука о природе. Физические свойства тел.

Физические величины и их измерение. Физические приборы.

Измерение длины. Время как характеристика физи­ческих процессов. Измерение времени. Международ­ная система единиц. Погрешности измерений. Сред­нее арифметическое значение. Научный метод познания. Наблюдение, гипотеза и опыт по проверке гипотезы. Физический экспери­мент.

Физические методы изучения природы. Моделирование явлений и объектов природы. Науч­ные гипотезы. Физические законы. Физическая кар­тина мира.

Наука и техника. Физика и техника

Наблюдение и описание физических явлений. Участие в обсуждении явления падения тел на зем­лю. Высказывание предположения — гипотезы. Измерение расстояний и промежутков времени. Оп­ределение цены деления шкалы прибора. Участие в диспуте на темы «Возникновение и разви­тие науки о природе», «Физическая картина мира и альтернативные взгляды на мир»




Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне общеучебных действий)

ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ (7 ч / 10 ч)

Физические явления. Физика — наука о природе. Физические свойства тел.

Физические величины и их измерение. Физические приборы.

Измерение длины. Время как характеристика физи­ческих процессов. Измерение времени. Международ­ная система единиц. Погрешности измерений. Сред­нее арифметическое значение. Научный метод познания. Наблюдение, гипотеза и опыт по проверке гипотезы. Физический экспери­мент.

Физические методы изучения природы. Моделирование явлений и объектов природы. Науч­ные гипотезы. Физические законы. Физическая кар­тина мира.

Наука и техника. Физика и техника

Наблюдение и описание физических явлений. Участие в обсуждении явления падения тел на зем­лю. Высказывание предположения — гипотезы. Измерение расстояний и промежутков времени. Оп­ределение цены деления шкалы прибора. Участие в диспуте на темы «Возникновение и разви­тие науки о природе», «Физическая картина мира и альтернативные взгляды на мир»


Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне общеучебных действий)

ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ (7 ч / 10 ч)

Физические явления. Физика — наука о природе. Физические свойства тел.

Физические величины и их измерение. Физические приборы.

Измерение длины. Время как характеристика физи­ческих процессов. Измерение времени. Международ­ная система единиц. Погрешности измерений. Сред­нее арифметическое значение. Научный метод познания. Наблюдение, гипотеза и опыт по проверке гипотезы. Физический экспери­мент.

Физические методы изучения природы. Моделирование явлений и объектов природы. Науч­ные гипотезы. Физические законы. Физическая кар­тина мира.

Наука и техника. Физика и техника

Наблюдение и описание физических явлений. Участие в обсуждении явления падения тел на зем­лю. Высказывание предположения — гипотезы. Измерение расстояний и промежутков времени. Оп­ределение цены деления шкалы прибора. Участие в диспуте на темы «Возникновение и разви­тие науки о природе», «Физическая картина мира и альтернативные взгляды на мир»



Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне общеучебных действий)

ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ (7 ч / 10 ч)

Физические явления. Физика — наука о природе. Физические свойства тел.

Физические величины и их измерение. Физические приборы.

Измерение длины. Время как характеристика физи­ческих процессов. Измерение времени. Международ­ная система единиц. Погрешности измерений. Сред­нее арифметическое значение. Научный метод познания. Наблюдение, гипотеза и опыт по проверке гипотезы. Физический экспери­мент.

Физические методы изучения природы. Моделирование явлений и объектов природы. Науч­ные гипотезы. Физические законы. Физическая кар­тина мира.

Наука и техника. Физика и техника

Наблюдение и описание физических явлений. Участие в обсуждении явления падения тел на зем­лю. Высказывание предположения — гипотезы. Измерение расстояний и промежутков времени. Оп­ределение цены деления шкалы прибора. Участие в диспуте на темы «Возникновение и разви­тие науки о природе», «Физическая картина мира и альтернативные взгляды на мир»


Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне общеучебных действий)

ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ (7 ч / 10 ч)

Физические явления. Физика — наука о природе. Физические свойства тел.

Физические величины и их измерение. Физические приборы.

Измерение длины. Время как характеристика физи­ческих процессов. Измерение времени. Международ­ная система единиц. Погрешности измерений. Сред­нее арифметическое значение. Научный метод познания. Наблюдение, гипотеза и опыт по проверке гипотезы. Физический экспери­мент.

Физические методы изучения природы. Моделирование явлений и объектов природы. Науч­ные гипотезы. Физические законы. Физическая кар­тина мира.

Наука и техника. Физика и техника

Наблюдение и описание физических явлений. Участие в обсуждении явления падения тел на зем­лю. Высказывание предположения — гипотезы. Измерение расстояний и промежутков времени. Оп­ределение цены деления шкалы прибора. Участие в диспуте на темы «Возникновение и разви­тие науки о природе», «Физическая картина мира и альтернативные взгляды на мир»



Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне общеучебных действий)

ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ (7 ч / 10 ч)

Физические явления. Физика — наука о природе. Физические свойства тел.

Физические величины и их измерение. Физические приборы.

Измерение длины. Время как характеристика физи­ческих процессов. Измерение времени. Международ­ная система единиц. Погрешности измерений. Сред­нее арифметическое значение. Научный метод познания. Наблюдение, гипотеза и опыт по проверке гипотезы. Физический экспери­мент.

Физические методы изучения природы. Моделирование явлений и объектов природы. Науч­ные гипотезы. Физические законы. Физическая кар­тина мира.

Наука и техника. Физика и техника

Наблюдение и описание физических явлений. Участие в обсуждении явления падения тел на зем­лю. Высказывание предположения — гипотезы. Измерение расстояний и промежутков времени. Оп­ределение цены деления шкалы прибора. Участие в диспуте на темы «Возникновение и разви­тие науки о природе», «Физическая картина мира и альтернативные взгляды на мир»


Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне общеучебных действий)

ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ (7 ч / 10 ч)

Физические явления. Физика — наука о природе. Физические свойства тел.

Физические величины и их измерение. Физические приборы.

Измерение длины. Время как характеристика физи­ческих процессов. Измерение времени. Международ­ная система единиц. Погрешности измерений. Сред­нее арифметическое значение. Научный метод познания. Наблюдение, гипотеза и опыт по проверке гипотезы. Физический экспери­мент.

Физические методы изучения природы. Моделирование явлений и объектов природы. Науч­ные гипотезы. Физические законы. Физическая кар­тина мира.

Наука и техника. Физика и техника

Наблюдение и описание физических явлений. Участие в обсуждении явления падения тел на зем­лю. Высказывание предположения — гипотезы. Измерение расстояний и промежутков времени. Оп­ределение цены деления шкалы прибора. Участие в диспуте на темы «Возникновение и разви­тие науки о природе», «Физическая картина мира и альтернативные взгляды на мир»


Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне общеучебных действий)

ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ (7 ч / 10 ч)

Физические явления. Физика — наука о природе. Физические свойства тел.

Физические величины и их измерение. Физические приборы.

Измерение длины. Время как характеристика физи­ческих процессов. Измерение времени. Международ­ная система единиц. Погрешности измерений. Сред­нее арифметическое значение. Научный метод познания. Наблюдение, гипотеза и опыт по проверке гипотезы. Физический экспери­мент.

Физические методы изучения природы. Моделирование явлений и объектов природы. Науч­ные гипотезы. Физические законы. Физическая кар­тина мира.

Наука и техника. Физика и техника

Наблюдение и описание физических явлений. Участие в обсуждении явления падения тел на зем­лю. Высказывание предположения — гипотезы. Измерение расстояний и промежутков времени. Оп­ределение цены деления шкалы прибора. Участие в диспуте на темы «Возникновение и разви­тие науки о природе», «Физическая картина мира и альтернативные взгляды на мир»



Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне общеучебных действий)

ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ (7 ч / 10 ч)

Физические явления. Физика — наука о природе. Физические свойства тел.

Физические величины и их измерение. Физические приборы.

Измерение длины. Время как характеристика физи­че